Национальный банк Украины со 2 сентября запрещает выдачу иностранной валюты по платежным картам. Кроме того, регулятор ввел обязательную конвертацию денежных переводов в гривну, а также замедлил процесс покупки иностранной валюты на межбанковском валютном рынке.
«Выдача наличных средств в пределах Украины по электронным платежным средствам, эмитированным как резидентами, так и нерезидентами, осуществляется в гривнах», — говорится в документе НБУ от 29 августа, который цитирует «Интерфакс».
По новым правилам получатели иностранных переводов будут получать деньги в гривне по курсу, а не в валюте. Это серьезно усложняет жизнь семьям «заробитчан» — гастарбайтеров, которые работают в России и Европе, а деньги родным пересылают через Western Union и другие аналогичные системы.
«НБУ хочет, чтобы вся валюта, которая поступает в Украину, в обязательном порядке конвертировалась в гривну», — объясняет суть нововведений президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Эксперт напоминает, что только в 2013 году в страну пришло в виде частных переводов от гастарбайтеров $7 млрд, за первое полугодие 2014 года — $4 млрд. «Это приведет к ревальвации гривны до 12 грн/долл., а то и до 11,5 грн/долл.», — прогнозирует Охрименко.
В то же время он не исключает, что такие меры могут возродить черный рынок частных денежных переводов, которым украинцы пользовались в 90-х годах.
Если такой рынок заработает, то к концу года можно ждать курса в районе 15–16 грн/долл., подчеркивает эксперт.
В НБУ говорят, что новые ограничения введены «с учетом общественно-политической напряженности, наличия определенных элементов риска и неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации». Также регулятор считает, что принятые меры будут способствовать тому, чтобы украинская финансовая система не использовалась для отмывания денег и «финансирования терроризма».
Ужесточать правила обмена валюты НБУ стал еще на прошлой неделе. 28 августа регулятор обязал банки выдавать валютные кредиты юридическим лицам, предпринимателям и постоянным представительствам нерезидентов исключительно для оплаты их внешнеэкономических обязательств. Если банки продолжат выдавать валютные кредиты бизнесменам, которым не нужна валюта для оплаты международных контрактов, их будут наказывать — вплоть до отзыва лицензии на осуществление валютных операций.
Кроме того, на днях НБУ ввел для банков новое правило: теперь они обязаны каждый вечер (в течение двух часов после закрытия межбанка) отправлять регулятору отчет — сколько их клиенты на следующий день продадут валюты в обязательном режиме. Не так давно украинских экспортеров обязали продавать не 50%, как раньше, а всю валютную выручку, поступающую на их счета из-за границы.
На этой неделе стало очевидно, что новое правило исполняют не все, и это бьет по гривне.
Жесткие меры НБУ, кажется, сработали. Дешевевшая всю прошлую неделю гривна в понедельник начала укрепляться. Наличный доллар в украинских банках подешевел на 35 коп.: в обменниках за него просят в среднем 13,45 грн. На момент написания заметки курс на межбанке составлял 13,2 грн. Это значит, что завтра, скорее всего, гривна еще немного подорожает.
Но главной проблемы — физического отсутствия валюты в обменниках — регулятор так и не решил. В понедельник в Киеве, как и на прошлой неделе, найти и купить наличный доллар в обменниках было почти невозможно.
Валютчики на рынках и вокзалах продают доллары по курсу, на 0,5–1 грн выше официального.
Глава правления «Украинской межбанковской биржи» Анатолий Гулей говорит, что урегулировать валютный вопрос на Украине сейчас можно только распоряжением Нацбанка и никак иначе. «Договоренность заключается в том, что банки понимают ситуацию и идут навстречу Национальному банку. Но пока мы со стороны Национального банка не видим постановления, которое даст возможность урегулировать вопрос с валютной позицией», — говорит он. И при этом добавляет, что те административные меры, которые регулятор принимает в настоящее время, неэффективны. «Нацбанк в очередной раз пугает банкиров административными методами и не выполняет обязательства, которые должен выполнять как регулятор», — объясняет Гулей.
Руководство НБУ декларировало, что «держать курс никто не будет», и придерживалось такой политики в последние месяцы, но она привела к печальным результатам, констатируют эксперты.
Директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что если НБУ хочет стабилизировать ситуацию с курсом, ему придется закрыть межбанковский валютный рынок вообще. А следом — «пересмотреть принципы курсообразования в стране».
Экс-замглавы НБУ Александр Савченко придерживается такого же мнения. «Главная рекомендация — остановить платежную систему. Изучить движение капитала, сделать аудит: кто ошибается, куда идут деньги, почему они идут туда. Пригласить специалистов и открывать платежную систему с новой монетарной валютно-курсовой политикой. Альтернатива — административные методы», — перечисляет он список возможных рекомендаций Нацбанку.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак говорит, что на валютном рынке Украины в разгар войны происходит «масштабная афера», и НБУ — ее участник. «В этой афере одним из ключевых соучастников является сам регулятор — НБУ, который, с одной стороны, не принимает мер против спекулянтов, а с другой — продолжая практику рефинансирования банков, сам способствует девальвации, — объясняет эксперт. — Банки, получая средства от НБУ, направляют их не на оздоровление своих банковских структур, а на валютный рынок, таким образом еще больше подпитывая девальвацию гривны».
По мнению аналитика, в стране нужно поднимать вопрос смены руководства Нацбанка.
Слухи о том, что глава регулятора, бывший руководитель и владелец инвестиционной компании ICU Валерия Гонтарева подает в отставку, ходят в Киеве с прошлой недели. Об этом в какой-то момент даже начали сообщать СМИ, но пресс-служба регулятора их опровергла. Сама она, между прочим, говорила, что «реальный курс» гривны по отношению к доллару — 11,9–12 грн/долл.
На днях глава украинского кабмина Арсений Яценюк заявил о том, что украинская экономика не выдержит, если курс стабилизируется на отметке выше 12 грн за доллар. С такими оценками согласен и Савченко. «Если мы не приведем курс до 12, а это и так передевальвированая гривна, многие банки и бизнес не переживут этого. Начнутся массовые банкротства не только банков, но и предприятий, которые не выдержат такой курс», — говорит он.