Авиакомпания «Аэрофлот» создаст новую лоукост-компанию вместо «Добролета», заявил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев в рамках молодежного форума «Селигер», его слова передает РИА «Новости». Хотя признал, что в качестве альтернативы рассматривался вариант ждать, пока с «Добролета» снимут санкции — ЕС будет пересматривать санкционный список 31 октября.
«Сейчас считаем, что мы все-таки будем регистрировать новую авиакомпанию, — сказал Савельев. — Мы все-таки дадим Европе второй шанс».
Новый, пока безымянный, перевозчик будет летать по заявленным ранее «Добролетом» направлениям — Самара, Пермь, Уфа, Волгоград.
Будет ли компания летать в Крым, зависит, по словам Савельева, от спроса.
Тем не менее «Аэрофлот» надеется, что новый авиаперевозчик не подпадет под санкции. В компании полагают, что введенные Европой санкции могли быть спровоцированы бизнес-интересами европейских авиапроизводителей, тем более что США санкции против «Добролета» не вводили. На форуме Савельев заявил, что ЕС ввел санкции из-за того, что, выбирая между европейскими Airbus и американскими Boeing, компания предпочла последние. Правда, и новая авиакомпания собирается использовать Boeing. В бюллетене ЕС о санкциях, однако, отмечалось что авиакомпания была включена в список, «потому что ее основным видом деятельности были авиаперевозки в Крым, который признан оккупированной территорией».
Полеты нового лоукостера могут начаться уже в конце октября 2014 года. «Готовим дорожную карту. Я полагаю, мы можем взлететь в начале зимнего расписания — с 27 октября», — сказал Савельев.
Первые планы по созданию бюджетного авиаперевозчика «Аэрофлот» обозначил больше года назад. Еще в декабре 2012 года президент Владимир Путин выразил недовольство дороговизной отечественных авиаперевозок. «Это чушь какая-то: долететь из Москвы до Владивостока или до Хабаровска дороже, чем до Нью-Йорка» — возмущался тогда Путин. В авиакомпаниях связывали сложности в создании российского лоукостера с несовершенством законодательства, в частности с отсутствием так называемых невозвратных билетов.
Создание «Аэрофлотом» лоукостера в этом году почти совпало с присоединением Крыма к России, и все первые рейсы перевозчика были направлены на полуостров. «Добролет» начал продавать билеты в Крым 26 мая. Слетать в Симферополь и обратно предлагалось за 2000 руб. Этот маршрут оставался единственным и в июле. 30 июля Евросоюз запретил европейским компаниям предоставлять «Добролету» доступ к финансовым ресурсам. После этого у авиакомпании возникли проблемы с европейскими контрагентами — она лишилась страховщика, кроме того, был расторгнут договор лизинга воздушных судов Boeing 737-800. С 4 августа лоукостер был вынужден приостановить полеты по всем маршрутам. Последние рейсы в Крым вместо «Добролета» выполняет другая «дочка» «Аэрофлота» — «Оренбургские авиалинии».
Сначала остановка полетов называлась временной мерой, «Добролет» изучал варианты возобновления деятельности — в том числе перерегистрации на новое юрлицо, закупки новых самолетов у Boeing, перехода на российские SSJ-100.
Теперь компанию решено расформировать, рассказал «Газете.Ru» представитель авиакомпании «Добролет».
«На совете директоров ООО «Добролет» рассматривались несколько вариантов — либо создание новой авиакомпании, либо развитие лоукост-программы на базе одной из «дочек» «Аэрофлота», — говорит он. Сотрудники «Добролета», по его словам, сформируют штат новой авиакомпании или же пополнят ряды сотрудников уже существующей, в зависимости от выбранного варианта.
Компания расплатилась с пассажирами аннулированных рейсов, вернув деньги примерно за 30 тыс. билетов на 80 млн руб.
Самолеты «Добролета» были возвращены «Аэрофлоту». Теперь материнская компания намерена передать их тому, кто придет ему на смену. Савельев рассказал, что у новой «дочки» до конца года уже будет четыре машины. «Это два Boeing 737, на которых летал «Добролет», плюс еще два воздушных судна, которые передаст «Аэрофлот», — уточнил представитель «Добролета». Для того чтобы создать лоукостера «с нуля», нужно получать сертификат эксплуатанта, заключать контракты с лизингодателем, с поставщиками техобслуживания.
По словам представителя «Добролета», проблем с лизингом в этом случае не должно возникнуть.
«Время у нас есть, и нет сомнения, что мы уложимся в срок, так как в компании работают специалисты, которые уже проходили путь по созданию авиакомпаний», — отмечают в пресс-службе авиаперевозчика.
Рассчитывает «Добролет» и на лояльность клиентов к новой компании. «Мы исполнили обязательства перед всеми пассажирами. И мы приостановлены не по нашему желанию или недосмотру, а из-за введенных санкций. Я думаю, наши пассажиры это понимают, и, думаю, у них есть чувство солидарности с компанией «Добролет». Полтора месяца, которые мы летали, показали, что лоукост-перевозки пользуются высоким спросом в России», — говорит представитель лоукостера. В этом не сомневаются и эксперты. «Дадут дешевых билетов — люди возьмут», — считает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко.
Однако, вне зависимости от санкций, лоукостеру предстоит столкнуться с рядом сложностей, в том числе связанных с размещением в московских аэропортах. «Добролет» уже проходил это: лоукостера не удалось пристроить ни в Домодедово, ни во Внуково, признавался сам Савельев. А в Шереметьево лоукостер пустили только до конца 2014 года. После этого, как заявлял гендиректор Шереметьево Михаил Василенко, терминал B, в котором он расположился, снесут. На этом месте TPS Avia Аркадия Ротенберга и партнеров планирует построить новый терминал пропускной способностью 15 млн пассажиров в год.
Экономическая целесообразность нового лоукостера, как и старого, для самого «Аэрофлота» может оказаться под вопросом, несмотря на то что для развития бюджетных перевозок был принят закон о невозвратных тарифах и возможности взимания с пассажиров дополнительной оплаты за провоз багажа, вступивший в силу с 21 июня 2014 года.
Как подсчитали в материнской компании, если бы «Добролет» продолжал летать, его доналоговая прибыль (EBITDA) в 2014 году была бы отрицательной и составила бы минус 1,4 млрд руб.
Реальные потери, впрочем, меньше. Как пояснял «Аэрофлот» инвесторам, за первое полугодие 2014 года убыток «Добролета» и суммарные инвестиции по проекту составили около 400 млн руб. (из них операционные расходы «Аэрофлота» и убыток «Добролета» суммарно составили около 270 млн руб., капзатраты — порядка 125 млн руб.). В «Аэрофлоте» настаивают, что лоукост-сегмент оказался выгоден. За полтора месяца модель показала свою эффективность, заявил Савельев.