От российского продуктового эмбарго больше всех в Европе в денежном отношении пострадает Германия — ей это может стоить $1,25 млрд, говорится в отчете ING, который поступил в распоряжение «Газеты.Ru».
Финансовые потери Польши втрое меньше — почти $430 млн. Но именно там удар по рынку труда будет самым сильным: без работы могут остаться около 23 тыс. поляков (для Германии этот показатель составляет 21 тыс. человек). В то же время во Франции, Испании и Италии в среднем работы могут лишиться по 10 тыс. человек.
В целом в ЕС сокращение торговли продуктами с Россией сильнее всего ударит по странам Прибалтики. Так, Литва может потерять 0,4% ВВП — в 10 раз больше, чем в среднем по ЕС. В то же время экономика Эстонии может сократиться на 0,35%, Латвии — на 0,2% ВВП.
Примечательно, что больше всех от продуктовых санкций в денежном выражении пострадают США: их экономике они обойдутся в $1,3 млрд (которые, впрочем, составляют всего 0,01% ВВП). Потенциально лишатся работы 12 тыс. американцев.
«Экономический эффект от кризиса на Украине выходит далеко за пределы прямых или косвенных последствий. Во-первых, даже те западные производители продуктов, которые не экспортируют в Россию, тоже пострадают. Из-за падения спроса в России они столкнутся у себя с ситуацией завышенного предложения и, как следствие, падения цен. Во-вторых, кризис на востоке Украины провоцирует падение экспорта в эту страну. В-третьих, возможно отрицательное воздействие на доверие потребителей и производителей, что также навредит экономике», — пишут в своем докладе экономисты ING.
В качестве компенсации ущерба от введенного Россией продуктового эмбарго Еврокомиссия на этой неделе объявила о выделении €125 млн европейским сельскохозяйственным производителям (то есть только 1,86% от общего возможного ущерба). Прежде всего компенсация коснется продуктов, которые могут в скором времени испортиться (в числе таких продуктов томаты, морковь, белокочанная и цветная капуста, перец, огурцы и пикули, грибы, ягоды, яблоки, груши, виноград и киви).
Официальный объем ущерба от российских контрсанкций Еврокомиссия пока не озвучила.
Российский рынок труда также не останется в стороне от негативного воздействия санкций: продуктовое эмбарго сократит отечественный ВВП, что может привести к росту безработицы. «Ассортимент становится более скудным. А сокращение предложения при сохраняющемся спросе подстегнет инфляцию (в июле в годовом исчислении она составила 7,5%). Рост цен приведет к снижению инвестиционной активности, а значит, торможению экономики», — считает руководитель Института стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
С ним согласен главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров: «Потенциальные потери для России будут не такие явные, как для европейских производителей. Но растянутый эффект будет ощутимым. Пострадает часть импортеров, а также ритейлеров, которые могут столкнуться с падением товарного оборота». По его словам, следствием замедления экономики станет сокращение предложения на рынке труда.
В Минпромторге не смогли оперативно прокомментировать возможное воздействие продуктовых санкций на экономику России.
В пресс-службе Минтруда напомнили, что на 31 июля число безработных, зарегистрированных в организациях службы занятости, составило 875 тыс. человек, при этом количество вакансий, предоставленных работодателями в эти организации, превысило 2,1 млн человек (по данным сайта портала «Работа в России», официального ресурса Роструда).
Ранее министр труда Максим Топилин в интервью «Известиям» сказал, что антироссийские санкции поспособствуют созданию дополнительных рабочих мест в сельском хозяйстве.