Вопреки решению болгарского технического правительства капитал проектной компании «Южный поток Болгария» был увеличен до 397,6 млн левов (порядка €200 млн). Об этом сообщает во вторник министерство экономики и энергетики Болгарии. Решение об увеличении капитала внесено в Торговый регистр.
«Действия со стороны руководства «Южный поток Болгария» представляют собой нарушение протокольного решения министра экономики и энергетики Васила Щонова от 11 августа — прекратить все действия по проекту до приведения его в соответствие с европейским законодательством», — подчеркивает министерство.
«Южный поток Болгария» — совместное предприятие, которым на паритетных основах владеют «Газпром» и «Болгарский энергетический холдинг». В 2009 году было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого СП должно выполнять работы по строительству болгарского участка газопровода «Южный поток». Он должен стать первым из сухопутных участков трубы, его протяженность составит 541 км — от черноморского побережья Болгарии до границы с Сербией. Также предполагается строительство отвода для поставок газа в Турцию, Грецию и Македонию.
В июне болгарская сторона под давлением Европы и США заморозила работы по проекту ЮП. Штаты выступают против «Южного потока» из-за украинского конфликта, Европа указывает на несоответствие проекта нормам Третьего энергопакета Евросоюза, который, в частности, запрещает одной и той же компании (в данном случае «Газпрому») заниматься добычей и транспортировкой газа одновременно. Болгарские власти заверяли, что работы по проекту возобновятся после того, как он будет приведен в соответствие с европейским законодательством.
Позднее болгары заявляли, что «Южный поток» соответствует всем нормам Евросоюза, министр иностранных дел Болгарии Кристиан Вигенин говорил, что страна поддерживает проект, но он так и не был возобновлен.
Васил Щонов 7 августа направил в «Болгарский энергетический холдинг» письмо с распоряжением об остановке работ по «Южному потоку», 11 августа письмо от БЭХ с требованием не предпринимать действий по проекту (в том числе по увеличению капитала СП) было направлено главе «Газпрома» Алексею Миллеру. В понедельник, 18 августа, Болгария вновь сообщила о приостановке всех работ по строительству газопровода, включая процедуры по заключениям договоров по проекту, и очередной раз указала, что проект не возобновится, пока не будет удовлетворять требованиям Еврокомиссии.
«Министерство экономики и энергетики считает, что действия руководства «Южный поток Болгария» не соответствуют интересам «Болгарского энергетического холдинга» и намерено обратиться в правоохранительные органы», — предупредили болгарские власти во вторник.
Ни «Южный поток Болгария», ни акционеры СП на запрос о комментарии во вторник не ответили.
«Капитал увеличен для того, чтобы облегчить получение банковских займов, в первую очередь российских», — говорит глава East European Gas Analyses Михаил Корчемкин. Эксперт напомнил, что в июне Владимир Путин предложил российскому правительству рассмотреть докапитализацию «Газпрома».
«Аналогия с предложением Путина подсказывает, что решение об увеличение капитала ЮПБ было принято с подачи российских акционеров, — полагает Корчемкин. — Учитывая, что был прямой запрет на повышение капитала, этот шаг можно рассматривать как вызов Брюсселю. Это не пойдет на пользу проекту».
Однако по данным болгарского издания «Преса», докапитализация ЮПБ произведена в интересах «Газпрома», который должен ее оплатить. В этом случае доля российских акционеров в СП вырастет до 98%.
Профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров полагает, что болгарские власти и руководство «Южный поток Болгария» лишь имитируют противостояние. «Южный поток» выгоден Болгарии, но она должна показать Еврокомиссии, что выполняет ее указания, — поясняет Петров. — С одной стороны, власти запрещают всякую деятельность по проекту, с другой — российско-болгарское СП тут же нарушает этот запрет. В итоге может получиться так, что ЮПБ запретят увеличение капитала, но разрешат продолжать какие-то работы, таким образом будет сохранен статус-кво и имидж болгарских властей в глазах Европы».
Эту версию подтверждают и слова источника в российской газовой отрасли, который рассказал «Газете.Ru», что в действительности работы по строительству болгарского участка трубы окончательно никогда не замораживались — всегда велась та или иная деятельность.
Другой источник указывает, что попытка торпедировать «Южный поток» со стороны Евросоюза и США является продолжением наложенных санкций. «И Болгарию вынуждают поступать вопреки ее собственным интересам, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — А эта страна имеет слишком мало веса и влияния, чтобы противостоять таким тяжеловесам, как Евросоюз и США».
Кстати, впервые о заморозке «Южного потока» премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски заявил именно после встречи с американскими сенаторами Джоном Маккейном, Роном Джонсоном и Кристофером Мерфи, которая состоялась в июне.
Что касается значения «Южного потока» для Болгарии, оно действительно велико, причем именно сейчас. Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко напоминает, что Болгария почти на 100% зависит от поставок российского газа через Украину. «А после принятия Верховной радой законопроекта, позволяющего перекрыть транзит энергоресурсов, риск реального перекрытия транзита стал весьма высоким, в то время как приближается отопительный сезон, — предупреждает эксперт. — И пострадает от этого в первую очередь Болгария, как самая незащищенная от подобного кризиса страна. В ходе российско-украинской «газовой войны» 2009 года даже краткосрочное прекращение поставок газа в зимний период поставил страну на грань энергокатастрофы».
В этом году «Южный поток» в любом случае не смог бы помочь Болгарии в случае прерывания украинского транзита, но любое затягивание проекта , по словам Мищенко, откровенно идет вразрез с интересами страны.