Еще один российский туроператор объявил о приостановке своей деятельности: «в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами» турфирма «Экспо-тур» временно перестала оказывать туристические услуги. Это уже третий приостановивший свою деятельность туроператор за июль. Руководство турфирмы для получения комментария оказалось недоступно.
Как сообщили «Газете.Ru» в объединении «Турпомощь», которое обязано оказывать содействие туристам за рубежом, по предварительной информации, у «Экспо-тура» за границей нет клиентов, которым потребовалась бы эвакуация. По данным пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, на зарубежных курортах находятся всего 16 туристов приостановившей деятельность турфирмы. Информации о том, есть ли у них обратные билеты, пока нет.
Около 400 человек купили путевки на круиз по Черному морю, еще примерно 640 туристов должны были отправиться на российские курорты, 73 клиента уже находятся на отдыхе, сообщила Тюрина. «Экспо-тур», по ее информации, выступал как агент, то есть компания покупала путевки у других турфирм. Российские туроператоры не будут выселять уже отдыхающих клиентов «Экспо-тура», заявила Тюрина. Те, у кого тур еще не начался, смогут отправиться на отдых только в случае повторной оплаты путевки с последующим возмещением средств от страховой компании.
Одной из основных причин приостановки деятельности оператора стало ухудшение отношений между Россией и Украиной. Как пояснила «Газете.Ru» Тюрина, летом прошлого года «Экспо-тур» вывел на рынок новый продукт — круиз по Черному морю с посещением Новороссийска, Сочи, Анапы, Феодосии, Ялты, Одессы, Севастополя на зафрахтованном пятипалубном судне Adriana, однако из-за политической ситуации маршрут пришлось существенно изменить.
«Тур стал быстро набирать популярность, тем более что для него не требовались заграничный паспорт и виза, — сказала она. — Вскоре после выхода на линию судно практически достигло максимальной загрузки». Однако в свете событий на Украине из круиза пришлось исключить Одессу, а выбранная замена, Стамбул, вызвала необходимость оформлять визы. «Все эти изменения затормозили спрос: продукт потерял доверие потенциальных туристов. К тому же «Экспо-тур» был вынужден компенсировать стоимость круиза клиентам, которые отказались от поездки по новому маршруту, — подытожила Тюрина. — «Экспо-тур» понес серьезные финансовые потери».
Петербургский «Экспо-тур», согласно данным, опубликованным в официальном сообщении туроператора, был застрахован в компании «Адвант-Страхование» на сумму 30 млн руб. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), «этого должно хватить для выплаты компенсаций всем туристам». На сайте турфирмы сказано, что требования о выплате страхового возмещения должны быть предъявлены страховщику в течение срока действия финансового обеспечения ООО «Экспо-тур», то есть до 31 мая 2015 года.
Однако на сайте страховой компании «Адвант-Страхование» сказано, что ответственности за «Экспо-тур» она не несет. По сообщению страховщика, в марте этого года между фирмами действительно был заключен договор страхования гражданской ответственности туроператора, однако он прекратил свое действие с 9 июня 2014 года.
Договор двух компаний, согласно информации страховщика, содержал условие о прекращении контракта «в случае исключения турфирмы из реестра туроператоров и (или) объединения туроператоров в сфере выездного туризма». «ООО «Экспо-тур» было исключено из единого Реестра туроператоров 09.06.2014 приказом Федерального агентства по туризму № 192-Пр-14 от 09.06.2014 (№ 213 в списке) и, соответственно, прекратило осуществление туроператорской деятельности», что повлекло за собой прекращение договора страхования, сказано на сайте страховой компании. Согласно данным информационно-правового портала «Гарант», фирма «Экспо-тур» действительно была исключена из Единого федерального реестра туроператоров Федеральным агентством по туризму. Однако через три недели приказом от 30 июня она была снова внесена в реестр.
По мнению Тюриной, действия страховщика являются незаконными. «Экспо-тур» был исключен из Единого федерального реестра потому, что компания не успела оплатить взнос в «Турпомощь», однако
после оплаты фирму восстановили в реестре со ссылкой на прежний договор страхования и под прежним номером, что означает, что договор не прерывался, — поясняет Тюрина. — Кроме того, сама компания не информировала «Экспо-тур» о прекращении страхования». Также нельзя расторгнуть договор просто на словах, необходим целый ряд юридических шагов. По мнению Тюриной, «сейчас позиция «Адвант-Страхования» говорит о том, что фирма явно пытается уклониться от выплат».
Участники рынка страхования не согласны с позицией Тюриной, указывая, что туристические фирмы не всегда честны со страховыми компаниями. По их мнению, ситуация с «Экспо-тур» свидетельствует о необходимости изменения характера отношений между страховыми и туристическими компаниями. «Этот конкретных случай – крайне запутанная история, которая хорошо отражает состояние отрасли, - говорит «Газете.Ru» заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. — Все, что происходит сейчас на этом рынке, является для нас следствием непрозрачности туристического бизнеса».
Эксперт перечисляет несколько существующих проблем. Во-первых, страховым компаниям не всегда доступна отчетность, мониторинг реального состояния дел туроператора в постоянном режиме. Например, говорит он, в законе не прописано обязательство турфирмы предоставлять отчетность по МСФО, без которой очень рискованно страховать.
«Практически невозможно определить реальное финансовое состояние туроператора, адекватность выбранной им стратегии, — утверждает Иванов. — Это бомба, будильничек, который обязательно сработает».
«В настоящее время страховщики не могут трезво оценить состояние туроператоров, поэтому отказываются страховать этот вид риска», — соглашается президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. – Необходимо пересмотреть законодательство и наделить кого-нибудь, условно, Ростуризм функциями по проверке туроператоров».
Вторая проблема заключается в стоимости страхования для туристических фирм, которая слишком мала относительно суммы ответственности. В-третьих, иногда имеет место быть полная персональная безнаказанность людей, отвечающих за бизнес туроператоров: они не рискуют своим личным имуществом, поясняет страховщик. По его мнению, если бы страховая компания могла подать к ним иск, было бы проще принимать решение по страхованию.
Как подтвердили «Газете.Ru» в «Турпомощи», «Экспо-тур» действительно состоит в ассоциации и имеет право на помощь в эвакуации туристов, хотя обращений от клиентов туроператора пока не поступало. «Взнос оплачен, и компания входит в Единый реестр туроператоров», — сообщил представитель объединения. — Мы работаем с компаниями по факту, у нас очень жесткая законодательная база, и до оплаты взноса «Турпомощь» не имела права сотрудничать с компанией».
«Экспо-тур» — одна из старейших турфирм Санкт-Петербурга, существующая с 1993 года. В настоящий момент на сайте компании можно открыть только информацию о «приостановке деятельности». Однако, согласно данным поисковиков, «Экспо-тур» предлагал широкий ряд услуг: туры как по России, так и по ближнему зарубежью. Фирма также продавала горящие туры в Белоруссию, Абхазию, Финляндию, Чехию, Литву, Эстонию, на Украину, в города Крыма, Сочи и автобусные поездки по Золотому кольцу.