Власти Египта на прошлой неделе подняли цены на отдельные виды топлива. Сокращение данного вида субсидий стало мерой для замедления возрастающего дефицита бюджета, сообщил Reuters источник в министерстве нефти и минеральных ресурсов. Субсидии на продукты питания и топливо традиционно составляют четверть всех государственных расходов. Правительство Египта надеется, что их сокращение поможет экономике страны восстановиться после политической нестабильности, длившейся более трех лет. Предыдущие правительства опасались ограничения субсидий из-за возможной резкой негативной реакции населения, привыкшего к дешевому топливу.
Цена на 92-й бензин возросла на 2,6 египетского фунта, или же на 40% по сравнению с предыдущей ценой 1,85 фунта. Бензин с октановым числом 80 теперь стоит на 78% дороже, 1,6 египетского фунта.
Стоимость дизельного топлива, по информации Reuters, увеличилась на 63%, до 1,8 фунта за литр, цена кубического метра газового автомобильного топлива возрастет на 175% и составит 1,1 фунта. Министр снабжения и внутренней торговли Египта Халед Ханафи сообщил, что правительство отменит субсидии и на 90-й бензин, а цена на бензин с октановым числом 95 возрастет до 6,25 фунта, передает слова министра египетский телеканал Sada al-Balad.
«Повышение цен на топливо было ожидаемым», — сказал президент аналитического центра по изучению Ближнего Востока и Северной Африки Signet Ангус Блэр. Это была необходимая мера для того, чтобы избежать роста инфляции, а также удорожания стоимости других товаров, считает эксперт. В то же время, добавляет он, повышение цен на топливо не скажется на необеспеченных слоях населения, поскольку им не по карману автомобили.
Ранее избранный президент Египта Абдул-Фаттах ас-Сиси в рамках реформирования так называемых энергетических субсидий (субсидий на топливо и электричество) уже повысил цены на электричество. Стоимость электроэнергии начала расти с июля и, согласно плану, должна быть удвоена в течение пяти лет. Данный вид субсидий является одним из основных наравне с субсидиями на транспорт, еду и сельское хозяйство. В целом план по сокращению энергетических субсидий должен сэкономить правительству 40 млрд египетских фунтов для бюджета 2014–2015 годов, говорил министр финансов Египта Хани Кадри Демьян. Пересмотренный бюджет ставит задачу снизить дефицит до 10% ВВП в следующем налоговом году с запланированных на этот год 12%.
Отметим, что средства на поддержку египетской экономики берутся не только с граждан посредством снижения субсидий, но и с туристов, посещающих популярные курорты. В мае этого года министерство туризма Египта приняло решение о повышении с 1 ноября стоимости въездной визы для туристов с $15 до $25.
Туристическая сфера является одним из основных секторов египетской экономики, и она серьезно пострадала от революционных событий. В 2010 году страну посетили 14,7 млн человек, что принесло государственной казне $12,5 млрд. В прошлом году турпоток снизился до 9 млн человек, а прибыль отрасли сократилась на 30%.
В начале июня египетская газета Daily News Egypt сообщила о введении налога для туристов, прибывающих в аэропорты Александрии, Южного Синая, Хургады, Луксора и Асуана, в размере $7. Эту информацию, а также слухи о налоге для вылетающих из аэропорта Каира в размере $25 позже опроверг туристический отдел посольства Египта в Москве.
В данный момент на поездки в Египет приходится около 14% забронированных российских туров, в июне падение посещаемости составляло около 1%, при том что цены несколько снизились. В турфирмах объясняют это сезонным фактором: в Египте летом слишком жарко. Однако в российских туристических агентствах отмечают, что рост издержек и, соответственно, рост стоимости туров может дополнительно сказаться на посещаемости курортов страны россиянами.