Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Москва тайно финансирует европейских экологических активистов, выступающих против добычи сланцевого газа в Европе.
«Мои источники сообщают, что Россия в рамках изощренной деятельности по информации и дезинформации активно работает с так называемыми неправительственными организациями, выступающими против добычи сланцевого газа в Европе», — сообщил Расмуссен во время выступления в Королевском институте международных отношений в Лондоне.
Таким образом, объяснил Расмуссен, Кремль пытается сохранить зависимость Европы от импортируемого российского газа.
В НАТО, в свою очередь, поспешили официально заявить, что Расмуссен высказал свои личные взгляды, а не официальную позицию организации. Расмуссен и не настаивает на обратном. «Это мои частные выводы», — заранее пояснил он.
Впрочем, неофициально источники в НАТО подтвердили, что «разделяют опасения союзников относительно возможных попыток России помешать разработке месторождений сланцевого газа в Европе, чтобы сохранить энергозависимость Европы от России».
Действительно, организация Greenpeace призывает Европу не проводить добычу сланцевого газа. В мае активисты предложили вообще отказаться от ископаемых энергетических ресурсов. «Зависимость от ископаемых видов топлива погрузила нас в хаос, и из него все труднее выбраться. Согласно опросам, подавляющее большинство европейцев поддерживают идею развития возобновляемых источников энергии», — заявила руководитель глобальной программы по климату и энергетике Greenpeace Штефани Бранкафорте.
«С точки зрения экологии есть серьезные опасения, что гидроразрыв приводит к попаданию химических реагентов в грунтовые воды, вызывая негативные последствия для здоровья», — пояснил «Газете.Ru» аналитик по нефти и газу Альфа-банка Александр Корнилов.
Впрочем, экологи быстро отреагировали на слова генсека НАТО и сообщили, что не связаны ни с какими предполагаемыми попытками России дискредитировать добычу сланцевого газа, говорится в статье.
В Greenpeace такие утверждения назвали нелепыми.
Россию уже подозревали в организации протестов «зеленых» в Болгарии и Румынии. Представители экологических организаций в обеих странах с негодованием отвергли обвинения.
Добычу сланцевого газа в Европе тормозят не экологи, а ряд объективных факторов, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
«Эти громкие заявления сильно политизированы, — говорит Корнилов. — Ситуация со сланцевыми газовыми запасами в Европе сильно отличается от ситуации в США. В первую очередь речь идет о гораздо более густонаселенных территориях. Поэтому применять те методы добычи сланцевого газа, которые применяются в Америке, например гидроразрыв пласта, достаточно проблематично».
Ресурсы сланцевого газа в Европе, вероятно, не так велики, чтобы их разработка могла обеспечить энергетическую независимость, добавляет эксперт. «Оценка резервов сланцевого газа в Европе достаточно сильно варьируется. Геологоразведка должным образом еще не проводилась. В последние несколько лет геолого-разведывательные работы активно велись в Польше, и там головокружительных успехов в плане подтверждения запасов никто не видел.
Говорить о том, насколько эти запасы представляют угрозу с точки зрения экспорта российского газа в Европу, пока рано», — резюмирует Корнилов.
«С учетом того, что Greenpeace совсем недавно находился в серьезном конфликте с Россией, представить себе их сотрудничество довольно сложно», — говорит замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. В сентябре 2013 года Россия арестовала активистов Greenpeace и ледокол Arctic Sunrise за попытку захватить платформу «Приразломная». Недавно, в мае 2014 года, активисты Greenpeace попытались в Нидерландах сорвать планы «Газпром нефти»: шесть экологов блокировали платформу, которую российская компания намеревалась перегнать в Печорское море для бурения разведочной скважины.
«Использовать результаты деятельности Greenpeace в своих политических целях — это распространенная практика, — считает Макаркин. — Проблема Greenpeace и подобных ей организаций в том, что когда Greenpeace ведет действия против интересов западных стран, то западные страны обвиняют Россию в том, что она финансирует Greenpeace, а в России говорят, какая замечательная организация. А когда то же самое Greenpeace предпринимает в отношении России, ситуация повторяется с точностью до наоборот».
Политолог, впрочем, верит, что сама Greenpeace политически не ангажирована.
«Я с трудом представляю себе, как это может быть организовано. Любое финансирование из государственных или окологосударственных источников станет известно в очень короткие сроки. Я имею в виду не на уровне слухов, а реально», — говорит Макаркин.