Первоначально поездка планировалась исключительно для передачи гуманитарной помощи на юго-восток Украины из Подмосковья. Просьбы о предоставлении гуманитарной помощи с указанием конкретных наименований товаров появлялись в том числе в ряде социальных сетей.
Гуманитарную помощь собирали в экстренном порядке, буквально за неделю. В подмосковном Воскресенске владельцы газет «Воскресенские деловые вести» и «Добрая газета Воскресенска» разместили соответствующее объявление.
Люди откликнулись моментально. Приносили деньги на закупку медикаментов и коробки с продуктами. В сборе средств участвовали и медики, учителя и пенсионеры, которые скидывались по 5 тыс. руб.
За неделю удалось собрать гуманитарной помощи на 100 тыс. руб. — это небольшой грузовичок с продуктами и самыми необходимыми медикаментами. В числе продуктов — рис, макароны, конфеты, из медикаментов — инсулин, перекись водорода и антибиотики.
Ряд обезболивающих приобрести не удалось из-за того, что они продавались только по рецепту. Как объясняли на границе эвакуирующиеся из зоны военных действий жители, достать продукты и медикаменты непросто.
«В Славянске магазины работают по 1,5–2 часа в сутки. В Краматорске дольше, но и там и там магазины полупустые, в некоторых магазинах остались только изначально дорогие продукты, какие-нибудь орехи, которые мы никогда не покупали. На остальные продукты — крупы, молоко, хлеб — цены выросли почти в четыре раза. И раскупают их моментально», — рассказала «Газете.Ru» жительница Краматорска, после того как пересекла границу.
Такая же ситуация складывается с медикаментами, делятся женщины, которых вывезли из Украины. «Большая часть препаратов завозилась к нам из России, но сейчас поставок нет. Аптеки работают, но цена на лекарства, даже на цитрамон и на препараты для детей, выросла в четыре раза. Купить практически ничего невозможно», — жалуются жительницы Украины.
Передача медикаментов и продуктов осуществлялась на границе Ростовской и Донецкой областей. Из Украины прибыл автобус с беженцами, в который и погрузили посылки. По сообщениям ополченцев, помощь поступила через шесть часов после передачи.
Вместе с доставкой медицинской помощи россияне помогли и в эвакуации мирного населения. Общество «Боевое братство» организовало и наладило эвакуацию детей из Славянска и Краматорска и передачу гуманитарной помощи через границу. Организаторы связались с представителями местных жителей, уточнив, что именно из гуманитарной помощи им нужно, а также обсудив план эвакуации детей.
В первый раз вывоз детей организовали в конце мая, а второй — 8 июня. Средства на аренду автобусов и на пансионат собирают жители и бизнесмены, помогает и администрация Серпуховcкого района. Детей размещают в подмосковных пансионатах, названия которых не афишируются в целях безопасности, рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» представитель серпуховского «Боевого братства» Владимир Гореликов.
Матерей с детьми, несмотря на военное положение в Донецкой области, перевозят легально, соблюдая все формальности. На вывоз ребенка в Россию должны дать согласие оба родителя, оформить миграционную карту и опекунство или доверенность, в случае если ребенка отправляют без родителей.
«Желающих увезти детей из Украины становится все больше. Проблемы возникают даже на уровне нотариальных контор на Украине — часть из них закрывается, а у других не хватает бланков для доверенности», — рассказал «Газете.Ru» организатор вывоза детей с украинской стороны, пожелавший остаться неизвестным. О вывозе детей из Украины договаривались и с таможенниками — как с российскими, так и с украинскими. «В этом нет ничего противозаконного. Мужчин не выпускают, а детей и женщин нужно спасать — это понимают все», — объясняет Гореликов.
Собирать детей на эвакуацию было сложно. Из Славянска удалось вывезти только одного ребенка, так как город окружен снайперами, въезд и выезд из города практически невозможны. Организаторам пришлось найти пути вывоза детей, рискуя собственной жизнью.
В Краматорске женщины собирали детей за несколько часов. Уезжать из Украины женщины опасались.
«Нас запугивали тем, что детей сдают в рабство и на органы, очень многие отказались ехать из-за этого. Но когда вчера начались обстрелы, я поняла, что выбора другого нет и нужно срочно уезжать», — говорит Светлана из Краматорска.
Она увезла с собой в Россию двоих детей. После того как женщина села в автобус, она в слезах бросилась звонить подругам и рассказывать, что их везут в безопасное место и никакой угрозы со стороны России нет.
Беженцев на границе встречается много — часть идут пешком, кого-то встречают родственники или друзья на автомобилях. Большинство отправлялись на временное проживание к знакомым. У границы организован небольшой пункт временного приема граждан. Там люди, которым некуда пойти или которым нужно скоротать время в ожидании родственников, могут ненадолго остановиться. В палаточном городке им могут оказать медицинскую помощь, а также предложат воды и еды. Людей, которым негде остановиться в России, расселяют по разным адресам. Контактные телефоны оставляют люди, готовые принять беженцев из разных регионов.
«За последние три дня мы приняли 115 человек, из них 44 ребенка. И всех расселили», — рассказывает сотрудница центра. Поддержка центра осуществляется за счет благотворительных средств, рассказала журналистке «Газеты.Ru» сотрудница перевалочного центра.
На границе автобус с детьми пришлось ждать около пяти часов. «В прошлый раз мы простояли на границе более 10 часов в ожидании автобуса с детьми. В этот раз время ожидания немного сократилось», — рассказывает глава серпуховского отделения организации «Боевое братство».
Границу с Украиной люди пересекали с обеих сторон. Из России в основном следовали трудовые мигранты либо те, кто направлялся к родственникам.
Украинские пограничники уже второй день ожидали нападения одновременно со стороны «Правого сектора» (организация запрещена в России) и со стороны ополченцев Донецкой народной республики. Кто первым нападет, говорили пограничники.
В какой-то момент появилась информация о возможном нападении на пограничников в ближайшие два часа. Автобусу с детьми из Украины оставалось приблизительно полтора часа пути, и он дошел благополучно.
В автобусе женщины плакали. «Нас обстреливают каждый день. Самолеты летают так низко, что зацепляют кроны деревьев. Это ужасно. По улицам постоянно ездят танки и БТР, — говорит одна из женщин. — Я бы никогда в жизни не подумала, что буду отличать танк от БТР». Ее муж, после того как убедится, что жена доберется благополучно до места, собирается уйти в ополчение.
Так уже поступили большинство мужчин, чьи жены отправились в Россию. У кого-то сразу после начала гражданской войны, у кого-то позже.
«Муж появляется дома раз в две недели, и тогда я узнаю, что с ним все в порядке.
Большинство мужчин воюют не за идею и не из политических соображений. Они хотят защитить землю, на которой родились, защитить свои семьи», — рассказывает одна из беженок. Оксана выезжала из Краматорска с тремя внуками. «Раньше мы жили в высотке. Теперь наш дом отдали под выселение — на его крышу хотят поставить противоракетную установку. Не все собираются уезжать из дома, но жить там больше невозможно. Мне сказали, что в случае бомбежки нужно встать в дверном проеме, тогда есть шанс выжить», — говорит она.
Подвалы в домах оборудовали под бомбоубежища. Предупредительные сигналы о бомбардировках звучат в Краматорске почти каждый день, и по ночам тоже. «Когда звучат сигналы и начинают бомбить, мы не всегда успеваем добежать до бомбоубежища. Часто бомбить начинают ночью. Ну куда там бежать? Под пули?
Мы укрываем детей матрасами, чтобы в них не попали осколки стекол, и молимся.
Некоторые люди ночуют в ванных, так как там можно спокойно поспать», — рассказывают беженцы. Многие люди в Краматорске перебрались жить в бомбоубежища и почти не выходят оттуда, но большая часть жителей старается покинуть населенный пункт. В городе осталось 15% жителей, он почти пустой, рассказывают женщины.
Оставлять мужей на войне женщинам было тяжело, но нужно было спасать детей. Пока автобусы ехали от границы в Подмосковье, пришло известие об обстреле Славянска системой «Град». В результате нападения погиб ребенок. А малышей, которые ехали в санаторий, занимал один вопрос: «Мама, а там, куда мы едем, не летают самолеты?» В детском саду детей Славянска и Краматорска научили прятаться под деревьями каждый раз, когда летит самолет.