Граница на замке
Из-за военных действий таможенные пункты между Украиной и Россией с украинской стороны перестали работать. Как сообщили в Луганской региональной торгово-промышленной палате, таможенные пункты пропуска не могут работать по той простой причине, что на них нет пограничников. Предприятия, расположенные в Донецкой и Луганской областях, фактически оказались в состоянии, когда им очень трудно доставлять свою продукцию российским заказчикам.
О критической ситуации на прошлой неделе отчитался и премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Поскольку Донбасс перестал платить налоги Киеву, подсчитал глава кабмина, в июне госбюджет республики может недосчитаться 1 млрд гривен ($83 млн). «Ситуация сверхкритическая: за май не получили 422 млн гривен доходов госбюджета. В июне ожидаем, что не получим 1 млрд гривен», — подчеркнул Яценюк. Он напомнил, что за год поступления из Донецкой и Луганской областей суммарно составляли около 23 млрд гривен, то есть около 2 млрд гривен в месяц.
Украинский премьер пожаловался, что «Донбассэнерго» недоплатило в бюджет 24 млн гривен, группа «Азов» — 36 млн, АО «Азот» — 122 млн.
«И ряд других компаний тоже недоплатили», — возмутился Яценюк. По его словам, сокращение отчислений в бюджет связано с действиями «террористов, которые финансируются Россией», нарушением ими транзита и снабжения предприятий, прямым запугиванием работников.
«Если не приходит валютная выручка, не пополняются валютные резервы, есть проблемы с курсом. Поэтому Донецк и Луганск не проживет без Украины, а Украине нужен Донецк и Луганск. Поэтому мы его никому не отдадим», — заявил премьер-министр.
Экономика двух мятежных областей Украины очень тесно интегрирована с российским промышленным комплексом. Производственные цепочки между предприятиями по обе стороны границы сложились еще в СССР. Так, именно в этом регионе производятся электродвигатели, вагоны, генераторы и отдельные детали для российской промышленности — в том числе авиационной и атомной.
Порвалась техники связующая нить
Эксперты говорят, что наиболее тесная кооперация с Россией у предприятий Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Нормально в связи с военной ситуацией могут работать только те заводы, которые находятся в первой из них. Однако и туда докатилось охлаждение отношений. Например, Харьковский авиационный завод, практически полностью ориентированный на Россию, недавно возобновил работу после более чем трехмесячного перерыва: на его продукцию не было покупателей.
Директор завода Виктор Хома подчеркнул, что сейчас предприятие ориентировано на поиск покупателей за пределами РФ.
Луганский «Лугансктепловоз», специализирующийся на выпуске тепловозов, электровозов, электропоездов и являющийся ключевым партнером РЖД, частично приостановил работу из-за боевых действий. Один из менеджеров предприятия, отказавшийся называть свое имя, подтвердил «Газете.Ru», что практически все сотрудники завода отправлены в оплачиваемые отпуска «из-за опасной ситуации в городе». Работать остались только рабочие первой смены. Из-за этой ситуации большие финансовые потери несет и российская сторона: 76% акций «Лугансктепловоза» принадлежат Брянскому машиностроительному заводу.
Стахановский вагоностроительный завод в Луганской области 80% своей продукции экспортировал в Россию и Казахстан. Финансовые проблемы у него начались еще осенью прошлого года: из-за них на заводе сократили 1500 человек. Сейчас он вообще находится на грани полной остановки: предприятие не может сбывать продукцию в нормальном режиме.
Тяжело приходится химической промышленности. Северодонецкий «Азот», «Стирол», черкасский «Азот» и «Ровноазот», входящие в Group DF олигарха Дмитрия Фирташа, уже практически полностью остановили производство.
Причиной является высокая цена на газ: производство здесь может быть рентабельным при расценках около $270–280 за тысячу кубометров, объясняют в холдинге.
Непростая ситуация и в вагоностроении. Падение производства «Азовмаша» составило 85%, Крюковского вагоностроительного завода – 80,6%.
Кременчугский сталелитейный завод из-за потерянных бизнес-связей с Россией вообще временно приостановил свою работу, а местный вагоностроительный завод находится на грани выживания. Губернатор Полтавской области Виктор Бугайчук назвал журналистам причину такого положения дел: 98% продукции сталелитейный завод поставлял в Россию, и теперь продавать ее некому.
Серьезно просела кооперация Украины и России в военно-промышленном комплексе.
«Укроборонпром» еще несколько месяцев назад заявил о прекращении поставок в РФ продукции военного назначения. По данным украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, 130 предприятий государственного концерна и ряд частных компаний развиваются преимущественно за счет экспорта. Более 45% военной продукции направляется в страны Азии. На государства СНГ приходится до 30% поставок. Директор киевской информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец говорит, что в 2013 году украинский военный экспорт в Россию превысил $1,2 млрд. Это существенно для обеих стран. Эксперт приводит примеры: авиационные двигатели «Мотор Сич» нужны российским вертолетам, турбины для морских кораблей от николаевского предприятия «Заря — Машпроект» — российскому судостроению. Также ряд предприятий «Укроборонпрома» занимаются техническим обслуживанием российских ядерных ракет. Его обеспечивают специалисты днепропетровского конструкторского бюро «Южное» и предприятия «Южный машиностроительный завод», где производились первые советские ракеты. «Украина обладает эксклюзивной документацией приблизительно на треть всех ракет, находящихся на боевом дежурстве в РФ, а Россия своих специалистов может научить еще не скоро», — объясняет Згурец.
«Всего около 400 предприятий российского ВПК — более трети — имеют кооперационные связи с Украиной. Их разрушение помешает реализации российской государственной программы развития вооружений, рассчитанной на выполнение до 2020 года»,
— констатировал в интервью «Немецкой волне» военный аналитик Александр Гольц. Теперь эти связи полностью разрушены. Даже госпредприятие «Антонов» уже заблокировало программу замены двигателей на российских Ан-2, соглашение о которой было подписано летом прошлого года.
Российско-украинский кризис докатился даже до кондитерских фабрик. Компания АВК в Луганске сокращает персонал и закрывает цеха: в Россию экспорт перекрыт, а для украинского рынка такие объемы производства не нужны. Уволить к лету собираются более тысячи человек.
Предприятие «Энергомашспецстали» в Краматорске недавно попало под обстрел. В стену сталелитейного цеха угодил неизвестный предмет, который разрушил часть сооружения. Говорят, это произошло в результате ночного обстрела телевышки. «Энергомашспецсталь» занимается производством крупногабаритных заготовок из специальных сталей для атомной и тепловой энергетики, а также машиностроения и металлургии, около 20% ее продукции приходится на атомную энергетику. Главный покупатель — российский «Атомэнергомаш».
«Несмотря на события на Украине, предприятие функционирует стабильно. Продукция в Россию отгружается в срок», — сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к холдингу «Атомэнергомаш». Однако местные жители утверждают, что краматорский завод не работает.
Без проблем
На некоторых предприятиях также говорят, что у них нет проблем. Однако проверить достоверность информации не представляется возможным.
Украинский «Мотор Сич» едва ли не все годы своего существования был ориентирован на кооперацию с «Вертолетами России». Это предприятие обеспечивает до 80% потребностей в двигателях вертолетов, находящихся на вооружении российской армии. В 2014 году оно планировало отправить в РФ 400 двигателей. В настоящее время «Мотор Сич» работает в «штатном режиме», рассказали «Газете.Ru» его работники.
Генеральный директор компании Вячеслав Богуслаев заявил, что, несмотря на все политические проблемы между двумя странами, здесь рассчитывают на продолжение сотрудничества.
«У нас с российскими предприятиями все отлажено: кооперация, взаимопомощь и взаимопонимание. Украинские предприятия готовы работать, несмотря на сложную политическую ситуацию, и никаких проблем у нас по изготовлению, отгрузке и приемке продукции нет», — заверил он. Стоит напомнить, что в мае «Мотор Сич» вел переговоры с польской PZL Swidnik о совместной сборке и модернизации вертолетов на мощностях в Польше.
Местный «Турбоатом», ориентирующийся на «Росатом», в мае отчитался о том, что завершил работу над заказом для энергоблока №6 Новосибирской ГЭС. Продолжает он работать в штатном режиме и сейчас. На предприятии говорят, что сокращений поставок не наблюдают. В мае на заводе побывал тогда еще народный депутат Верховной рады Петр Порошенко. «Мы посмотрели завод, и я под впечатлением», — отметил политик.
Харьковский «Электротяжмаш» тоже пока работает. Более того, вопреки общему состоянию отрасли, он остается рентабельным. Директор одного из крупнейших в мире производителей турбогенераторов и тяговых электродвигателей Дмитрий Костюк даже заявляет, что кризис на этом госпредприятии никак не отразился. «Спада производства на сегодняшний день пока нет», — констатирует он.
В целом на территории Донецкой и Луганской областей работает шесть крупных металлургических предприятий: Алчевский МК, ММК им. Ильича и «Азовсталь» (оба – Мариуполь), Донецкий и Енакиевский МЗ, «Электросталь» (Курахово). Простаивает лишь Донецкий ЭМЗ, да и тот не по причине боевых действий. На работающих предприятиях сейчас опасаются сбоев в логистике: в мае сепаратисты уже захватывали участок Донецкой железной дороги, минировали железнодорожное полотно в районе Еленовки.
В обоих случаях силовикам удалось восстановить работу транспортной артерии.
Металлурги Мариуполя продолжают получать коксующийся уголь из Авдеевки, а Алчевский МК и Енакиевский МЗ по-прежнему отправляют готовую продукцию в Россию из Мариупольского морского торгового порта.
По данным «Металлургпрома», по итогам пяти месяцев 2014 года производство стали в регионе упало на 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 12,9 млн т. Аналитический портал idc-met.com сообщал, что за четыре месяца 2014 года было экспортировано 8,8 млн т металлургической продукции — всего на 1,9% меньше аналогичного показателя 2013 года.
Впрочем, косвенные показатели неутешительны. Так, за первые четыре месяца 2014 года экспорт локомотивов с Украины в Россию упал на 60%, машин и оборудования — на 50%, рассказывает «Газете.Ru» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Если в ближайшее время не восстановить нормальную работу предприятий на востоке Украины, может произойти существенное падение общих объемов экспорта, до 20% в целом за год», — подчеркивает он.