Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность докапитализации «Газпрома». Речь идет о наращивании капитала газовой монополии на объем стоимости строительства новой инфраструктуры, необходимой для начала поставок газа из Восточной Сибири в Китай. Об этом Путин говорил в ходе заседания комиссии при президенте по развитию ТЭК, которое состоялось в среду в Астрахани. Для некоторых не особо осведомленных членов президентской комиссии по ТЭК данное заявление стало неожиданностью. Глава ФАС Игорь Артемьев пояснил «Газете.Ru», что впервые услышал об этом на заседании и не готов что-либо сказать.
Соглашение с КНР «Газпром» подписал в конце мая в ходе Петербургского международного экономического форума. Стороны договорились о ежегодных поставках 38 млрд кубометров газа в течение 30 лет. Общая сумма контракта составила $400 млрд, средняя цена российского газа для китайцев — около $350 за 1 тыс. кубометров. Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее говорил, что строительство инфраструктуры для поставок в КНР (сюда входит обустройство Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, а также строительство газопровода «Сила Сибири» мощностью 61 млрд кубометров, по которому газ будет поставляться не только в Китай, но и в Дальневосточный ФО) потребует $55 млрд. Капитализация «Газпрома» на сегодняшний день составляет около $97,4 млрд.
Путин напомнил, что «Газпром» договорился с китайскими партнерами о получении аванса ($25 млрд). «Но можно пойти и по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное наращивание золотовалютных резервов тоже несет в себе определенные риски», — отметил президент, напомнив, что российско-китайский контракт является долгосрочным и окупаемым.
Главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров напоминает, что «Газпром» как компания, чьи бумаги торгуются на бирже, может докапитализироваться лишь путем выпуска новых акций.
«А такие вещи рынком не приветствуются, так как это размывает доли акционеров, — предупреждает эксперт. — Кто будет выкупать с рынка дополнительные акции, государство или пул инвесторов, должно решаться на переговорах».
«Докапитализация «Газпрома» за счет государственных средств не имеет смысла, — комментирует директор аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. — Монополия вполне может самостоятельно изыскать средства. Операционный денежный поток «Газпрома» составляет около $50 млрд в год, свободный денежный поток — порядка $10 млрд в год. При этом соотношение чистого долга к EBITDA компании составляет лишь 0,6, а это достаточно низкий показатель».
Но в проекте поставок газа в Китай заинтересованы независимые производители газа, в первую очередь «Роснефть». Глава компании Игорь Сечин попросил Путина предоставить независимым газопроизводителям право на экспорт газа с новых месторождений Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время «Газпром» является экспортным монополистом по трубопроводным поставкам (разрешение на экспорт сжиженного газа «Роснефть» и НОВАТЭК уже смогли пролоббировать).
По словам Сечина, вопрос об отмене монополии на трубопроводный экспорт является дискуссионным, но такая мера даст дополнительные стимулы к развитию всего региона. Если у нефтегазовых компаний будет возможность войти на экономически обоснованных условиях в газотранспортную систему, которую создает «Газпром» на востоке страны, это позволит оптимизировать инвестиции, добавил также глава «Роснефти». По его словам, потенциал добычи газа в Восточной Сибири (помимо проектов «Газпрома») может достичь 200 млрд кубов в год.
Сечин еще в конце мая говорил, что «Роснефть» готова войти в проект трубы «Сила Сибири» на рыночных условиях. Глава компании отмечал, что до 2030 года «Роснефть» на своих восточносибирских месторождениях может получать до 45 млрд кубометров газа в год. Как ранее сообщали СМИ со ссылкой на источники, «Роснефть» ведет переговоры с Минэнерго о возможности поставок через «Силу Сибири» в будущем до 18 млрд кубометров ежегодно.
Вице-президент агентства Argus Вячеслав Мищенко полагает, что участие независимых газопроизводителей в проекте поставок газа в Китай сыграло бы на руку России в целом. «На первых этапах разработки месторождений «Газпром» не сможет обеспечивать уровень добычи, необходимый для обеспечения поставок 38 млрд кубометров в год, — поясняет эксперт. — Недостающий газ смогут предоставить независимые производители, хотя им и придется сначала продавать его «Газпрому», так как китайцы заключали контракт именно с монополией». Но в дальнейшем, по словам Мищенко, независимые компании могут сами выйти на прямые договора с Китаем.
Виталий Крюков полагает, что китайцам в любом случае будет удобнее работать только с «Газпромом».
«Один поставщик удобнее, с «Газпромом» КНР уже смогла договориться о цене на газ (договаривались десять лет. — «Газета.Ru»), а с другими поставщиками все придется начинать заново», — отмечает аналитик. Впрочем, если Китай решит заключить контракты с несколькими российскими поставщиками, это может затронуть интересы России в целом. Дело в том, что тогда может начаться конкуренция за китайского потребителя, в результате чего поставщики будут снижать цены.