Американские компании, работающие на угле, должны будут на треть сократить выброс парниковых газов в атмосферу к 2030 году (отсчет идет от уровня 2005 года). С таким требованием выступила администрация президента США Барака Обамы. Жесткие условия объясняются соображениями экологии.
На угольные ТЭС приходится 38% выбросов парниковых газов в США, при этом средний возраст мощностей данной генерации составляет 42 года и, как утверждает Агентство по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency, EPA), многие такие электростанции морально устарели и недостаточно эффективны.
«Речь идет не только о вымирании белых медведей и таянии полярных льдов, но также о защите нашего населения и наших домов, о защите экономики и рабочих мест в регионах», — заявила глава EPA Джина Маккарти.
Агентство представило подробные планы, реализация которых начнется уже в 2014 году. EPA отвечает за регулирование выброса парниковых газов в соответствии с «законом о чистом воздухе» и фактически приравнено по полномочиям к министерству. В частности, агентство предлагает создать рынок квот на выбросы парниковых газов в США и использовать вместо угля альтернативные источники энергии — атомную, солнечную.
Но наиболее реальной заменой угля выступает природный газ, которого после недавней «сланцевой революции» хватает, чтобы полностью обеспечить внутреннее потребление страны.
EPA утверждает, что новые правила приведут к сокращению расходов на энергию на 8% и сократят нагрузку на систему распределения электроэнергии в стране. Противники этого предложения утверждают, что новые меры могут привести к закрытию многих тепловых электростанций и повышению цен на электроэнергию. Против программы выступают многочисленные представители бизнеса, а также угольных штатов, в частности Западной Вирджинии.
Это одна из самых масштабных программ администрации США в сфере защиты климата, пишет The New York Times. Нормы могут привести к полной трансформации энергетического сектора американской экономики, отмечает The Guardian. Угольная энергетика США впервые столкнется с подобными ограничениями.
«США являются одним из крупнейших в мире производителей угля, — уточняет заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Василий Танурков. — Более 90% добываемого угля потребляется в стране и идет в основном на производство электроэнергии».
Вопреки опасениям, план оказался не таким уж радикальным, замечает агентство Reuters. Поскольку к концу 2013 года выбросы уже сократились на 10% относительно уровня 2005 года, отчасти благодаря переходу некоторых предприятий с угля на газ.
«Благодаря сланцевой революции, приведшей к существенному падению цен на газ, доля угольной энергетики в США в общем производстве электроэнергии существенно снизилась за последние годы, так как уголь был замещен газом, — рассказывает Танурков. — В результате по темпам снижения выбросов парниковых газов США обогнали Европу: с 2005 по 2011 год выбросы в США снизились на 12%, в то время как в Европе — лишь на 8,6%. Однако доля электроэнергии, производимой из угля, остается достаточно высокой, а общее потребление угля в США составляет порядка 875 млн т в год. Поскольку сжигание угля — один из наиболее грязных способов получения энергии, вопрос снижения выбросов остается достаточно острым, и шаги американского правительства в этом направлении можно только приветствовать. Особенно если учесть, что США так и не ратифицировали Киотский протокол»
Высвободившийся в США уголь пойдет на экспорт, говорят эксперты «Газеты.Ru».
«США являются нетто-экспортером угля, и в случае снижения внутреннего потребления за счет перехода сектора генерации электроэнергии на газ высвобожденные объемы, скорее всего, будут направлены на экспорт, — говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк. — Экспортировать уголь Соединенные Штаты будут в европейские страны, где из-за более высоких цен на газ переход с угольной генерации на газовую экономически неэффективен». Кроме того, по словам эксперта, существует возможность экспорта угля из США в Китай.
«Китай — крупнейший потребитель угля в мире, — напоминает аналитик УК «Альфа-Капитал». — Но на этом рынке США столкнутся с более жесткой конкуренцией со стороны Австралии». Кроме того, Китай уже заявил о намерении также постепенно переходить на более чистое топливо и отказываться от угля.
Европа, напротив, летом 2014 года будет обсуждать уголь как замену газу — для снижения энергозависимости от России.
С таким предложением выступает, в частности, премьер-министр Польши Дональд Туск. «Нам стоит стремиться к тому, чтобы планета была менее загрязненной, но мы просто обязаны иметь безопасный доступ к энергетическим ресурсам и средствам финансирования этого», — заявил Туск. Шенк сомневается, что рост объемов экспорта американского угля окажет существенное давление на его цену.
«Эффект от процесса перехода в США на газ уже заложен в цены на уголь, а на стоимость газа в Европе и Азии данный переход влияния не окажет. Сейчас гораздо большее влияние на цены оказывает замедление темпов промышленного производства в Китае», — объясняет он.
Танурков сомневается в том, что в США произойдет масштабное сокращение угольной генерации, учитывая влиятельное лобби последнего.
«Снижение выбросов возможно за счет перевода производства электроэнергии на газ, но это лишь одна из мер. Добыча угля — слишком крупная отрасль экономики, а уголь все еще остается крайне дешевым видом топлива, чтобы США могли от него отказаться. Скорее всего, речь будет идти о внедрении более экологичных методов сжигания угля», — говорит эксперт «Велес-Капитала».
Рост потребления газа в США Танурков считает благоприятным для России. «Чем больше газа будет потребляться в США, тем меньше его будет для экспорта, а значит, тем меньшую конкуренцию США будут способны составить России на газовом рынке», — говорит он.
«В самой России пока нет необходимости для перехода от угля к газу на уровне генерации электроэнергии, учитывая, что внутренние цены на уголь близки к экспортным и находятся на минимальных уровнях за последние пять лет, в то время как экспортные цены на газ превышают внутренние и выгоднее газ поставлять на экспорт», — полагает Шенк.