Проект схемы территориального планирования Крыма будет представлен на рассмотрение правительства России до 1 июня, сообщил в своем фейсбуке первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев. Разработкой проекта, по словам чиновника, занимается один из институтов Минрегионразвития России — Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».
Ранее данное учреждение занималось подготовкой проектно-планировочных работ в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 на Дальнем Востоке и к зимней Олимпиаде в Сочи.
Темиргалиев также раскрыл «некоторые интересные детали транспортной части проекта», подготовкой которого занимается «Гипрогор». Институт планирует возведение новой транспортной инфраструктуры и модернизацию старой. Большое количество проектов касается столицы Крыма — Симферополя. В случае если проект будет одобрен правительством, город получит дополнительную кольцевую дорогу (также кольцевая дорога появится около Феодосии), будет построена прямая железная дорога до Керчи (сейчас поезд от Симферополя до Керчи идет через Джанкой), а также возведен новый терминал аэропорта, который «будет соединен с городом ж/д аэроэкспрессом, написал вице-премьер. Кроме того, в плане значится строительство автотрассы Ялта — Алушта — Феодосия.
Однако Крым ждут не только новые стройки, но и закрытие старых инфраструктурных объектов.
Согласно сообщению Темиргалиева, «порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование».
Как рассказали «Газете.Ru» в Феодосийском морском торговом порту, подобные планы развития оказались для руководства предприятия полной неожиданностью, а о возможном закрытии они узнали по телевизору. «Никаких документов и проектов мы не получали, надеемся, что это шутка», — сказали в администрации порта. В Евпаторийском морском торговом порту также сообщили, что до текущего момента с планами ознакомлены не были.
В Российском институте градостроительства и инвестиционного развития, который подготавливает проект, «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать отдельные предложения по развитию Крыма, однако отметили, что вся группа проектировщиков сейчас находится в Крыму на срочных совещаниях.
В рамках разрабатываемой схемы территориального планирования основные мощности портов Евпатории и Феодосии будут перенесены на порты в Севастополе и Керчи, и поэтому предстоит большая работа с увеличением нагрузки этих портов, передает слова Темиргалиева РИА «Новости».
Чиновник также рассказал о том, что какая судьба может ждать работников порта. «Для тех сотрудников портов, которые по каким-то причинам не захотят переезжать, например, в Керчь, естественно, будет программа перепрофилирования, ну и, соответственно, гарантированное трудоустройство на другие предприятия, при этом все социальные выплаты, платежи и пенсионное обеспечение будут полностью сохранены», — сообщил вице-премьер.
Решение о возможном постепенном закрытии портов связывают с двумя причинами: устаревшей инфраструктурой и необходимостью развивать туризм.
Порты в Евпатории и Феодосии, по мнению Темиргалиева, уже устарели.
«Они фактически находятся в городской черте, а это города-курорты, в которые ежегодно прибывает большое количество отдыхающих, в связи с этим очень высокий дискомфорт и большая проблема развития этих городов как курортов».
Ориентировочной стоимости проектов пока не существует, но, к примеру, «Аэроэкспресс» вложил в закупку поездов, строительство терминала в Шереметьево и оборудование около 12 млрд руб. Строительство ветки скоростного поезда от столицы Татарстана до международного аэропорта Казань обошлось в 13 млрд руб., а оценочная стоимость аэроэкспресса из аэропорта Пулково до Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге составляет 12–15 млрд руб. Примерная цена строительства остальных проектов будет уточнена позднее, поскольку она сильно зависит от инженерно-геологических условий местности, по которым могут проходить дороги.
Феодосийский и Евпаторийский морские торговые порты являются градообразующими мероприятиями. Феодосийский порт разделен на два грузовых района, один из которых предназначен для перегрузки сухих грузов, другой — для нефти и нефтепродуктов, помимо этого в нем могут проводиться некоторые ремонтные работы. Порт принимает и обслуживает лихтеровозы, суда типа «РО-РО», танкеры, сухогрузные суда грузоподъемностью до 35 тыс. тонн; глубина залива в районе порта доходит до 24 метров. Евпаторийский порт имеет собственное месторождение песка на озере Донузлав, на котором ведется промышленная разработка карбонатного песка, есть как грузовые, так и пассажирские причалы. Порт Евпатории принимает суда длиной до 145 метров и осадкой до 5 метров и, в отличие от Феодосийского порта, не принимает нефтеналивные суда.
Напомним, что ранее были заморожены такие инфраструктурные проекты, как порт Тамань в Краснодарском крае и автомобильный мост через реку Лену около Якутии.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев во вторник заявил, что реализация этих двух проектов сейчас становится менее актуальной, при этом освобожденные бюджетные средства на сумму 112 млрд руб. могут быть направлены на финансирование других проектов, в том числе в Крыму. При этом премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что проект в Тамани в связи с присоединением Крыма, в котором много глубоководных портов, стал не так необходим, как ранее.
По информации Администрации морских портов Украины, за первый квартал текущего года грузооборот крымских портов снизился на 28,1% по сравнению с предыдущим годом. Перевалка грузов в порту Феодосия сократилась на 63,5%, в порту Евпатории — на 21,5%.