Политическая и экономическая нестабильность дала свои плоды: украинцы резко сокращают расходы. По словам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, с января по май текущего года посещаемость заведений общественного питания сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Некоторые рестораторы потеряли 15% своих клиентов, другие — 50%», — говорит она.
Слова эксперта подтверждают и рестораторы. По словам коммерческого директора сети «Мировая карта» («Сушия», L'entrecote, il Molino, «Маракеш» и пр.) Виталия Шадчнева, с декабря по май количество посетителей сократилось на 30–40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Улучшения ситуации не видно», — констатирует Шадчнев.
Совладелец сети Aroma Café Яков Лившиц говорит, что за первые четыре месяца этого года по сравнению с таким же периодом 2013 года поток клиентов уменьшился на 15%. «Падает и средний чек», — печалится ресторатор. По словам Насоновой, последний раз такое значительное падение посещаемости наблюдалось во время финансового кризиса 2008–2009 годов. Но тогда заведениям удалось вернуть клиентов за четыре-пять месяцев. «Сейчас отток посещаемости более затяжной», — резюмирует эксперт.
Экономить на еде
С падением продаж рестораторы столкнулись в декабре прошлого года, когда из-за активных протестов в центре города многие отказались заходить в тамошние рестораны. Например, по словам совладельца ресторана «Beef мясо & вино» Руслана Шибаева, в январе-феврале обороты заведения упали на 20% по сравнению с двумя первыми месяцами прошлого года. По его словам, в текущем году снизилась не только посещаемость, но и средний чек. «Если в прошлом году в «Beef мясо & вино» он составлял 550 гривен с человека (1617 руб.), то в этом году — 440 гривен (1294 руб.)», — говорит Шибаев.
Рестораны, которые работали на центральной улице Киева — Крещатике и майдане Независимости, в феврале были закрыты (например, Пивбар на Институтской, Buddha bar, Solo Pizza).
Именно в этот период в столице Украины проходила самая активная часть волнений.
Другие заведения, расположенные в центре, в пиковые дни закрывались раньше времени. Это происходило после заявлений о возможном силовом разгоне Майдана либо, например, грядущем перекрытии мостов.
Причин для такого значительного падения продаж несколько. Ольга Насонова говорит, что украинские компании сейчас активно оптимизируют штат. В результате армия безработных постоянно растет. Например, французский BNP Paribas (владеет УкрСиббанком) намерен к 2015 году сократить на Украине 1,6 тыс. сотрудников. Такой шаг, как сказано в официальном сообщении банковской группы, связан с адаптацией к украинским реалиям.
Доходы работающих соотечественников также снижаются. Это связано с резкой девальвацией национальной валюты с 8 до 11,5 гривны за $1, констатирует Насонова. Причем предоставление первого транша МВФ пока не привело к укреплению гривны.
Поставщики импортных продуктов питания повысили цены в среднем на 20–25%, а самый востребованный бензин марки Аи-95 с начала года подорожал на 35–40%.
Реальные доходы украинцев снизились, поэтому многие из них сейчас вынуждены экономить.
Уйдет 300
В ближайшие несколько месяцев новые точки питания в Киеве массово появляться уже не будут: ресторанные сети приостановили планы по развитию, отмечает Насонова.
Большинство собственников ресторанов понимают, что рынок уже не выйдет на показатели прошлого года. «Если ситуация не изменится, то его объем может упасть на 30–50%», — прогнозирует Насонова. По данным «Ресторанного консалтинга», в прошлом году объем киевского рынка общепита составил около 3,2 млрд гривен (9,4 млрд руб.).
Если неблагоприятные прогнозы воплотятся в жизнь, в Киеве могут закрыться как минимум 300 из работающих сейчас 1,6 тыс. заведений общественного питания.
Причем первые признаки этой тенденции наблюдаются уже сейчас. По данным Ольги Насоновой, за первые четыре месяца в Киеве закрылось около 50 точек общепита. Например, больше не работают два ресторана «Рушничок». Компания «Росинтер-Украина» отказалась от заведения «Планета суши» на Крещатике и Il Патио на Саксаганского.
Оставшиеся рестораторы активно проводят различные рекламные акции: второе блюдо в подарок, пицца за полцены, при заказе пива блюдо в подарок и пр., а также сдерживают цены в меню. Виталий Шадчнев говорит, что в сети «Мировая карта» цены в меню выросли в среднем на 10–15%. Это значительно меньше, чем показатели роста цен на продукты питания и напитки. Но рестораторы признают, что значительное подорожание блюд возможно уже во второй половине текущего года. Особенно это затронет заведения, которые платят за аренду помещений с привязкой к курсу доллара. Как правило, на эти условия соглашается большая часть несетевых ресторанов, которые часто не могут позволить себе нанять хорошего юриста. Крупные сетевые рестораны стараются зафиксировать цену в национальной валюте — в противном случае они отказываются подписывать договор аренды. Поэтому многие из них сейчас оказались в более выигрышной ситуации.