Чистая прибыль группы компаний «Дикси», которая состоит из трех дивизионов — «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт», — в 2013 году выросла в три раза и составила 3,1 млрд руб. по сравнению с показателем 2012 года, сообщается в отчете ритейлера.
Показатель EBITDA, равный объему прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам, увеличился в 2013 году на 51,6% по сравнению с данными годом ранее, до 12,8 млрд руб.
Наибольший вклад в выручку группы компаний, которая составила в прошлом году 180,5 млрд руб. (рост 22,8% по сравнению с 2012 годом), внес дивизион «Дикси»: рост выручки в этих магазинах в четвертом квартале 2013 года составил 26,7%. В сети супермаркетов «Виктория» данный показатель за четвертый квартал прошлого года по сравнению с 2012-м вырос на 19,2%. Меньший рост показал дивизион «Мегамарт», выручка которого увеличилась на 10,4%.
Эксперты отмечают ряд факторов, которые свидетельствуют о положительной отчетности «Дикси». «Компании удалось трансформировать рост валовой маржи в увеличение показателей рентабельности по EBITDA и чистой прибыли», — рассказывает генеральный директор аналитической компании Infoline Михаил Бурмистров. По его мнению, это произошло за счет оптимизации времени работы магазинов и персонала, улучшения логистики, повышения уровня централизации.
Важным моментом является оптимизация корпоративной структуры, из-за которой «Дикси» всегда платила огромные налоги на прибыль, утверждает эксперт.
«Группа наконец-то смогла улучшить организационную структуру, сократив количество юридических лиц более чем в 2,5 раза и выйдя на уровень налоговой нагрузки на чистую прибыль чуть выше 25% против 46% в 2012 году», — поясняет Бурмистров.
Также впервые операционный денежный поток компании оказался больше, чем отток средств по инвестиционной и финансовой деятельности и погашенные долги, говорит аналитик. Помимо этого «Дикси» удалось достигнуть уровня других ритейлеров по показателям рентабельности.
Тем не менее существует и ряд факторов, который в будущем может отрицательно сказаться на отчетности компании.
«Устойчивый рост расходов на аренду по отношению к выручке, который в дальнейшем будет увеличиваться, может сказаться на компании негативно», — говорит Бурмистров. В связи с девальвацией рубля ускоряется индексация арендных ставок, и группа компаний «Дикси», обладающих самой высокой долей арендованных площадей среди ритейлеров, в будущем может столкнуться со сложностями.
За 2013 год группа компаний «Дикси» увеличила свои торговые площади на 21%, открыв 300 новых магазинов.
Увеличение прибыли и выручки также может быть связано не с оптимизацией внутренней структуры и логистики, а с расширением сети. «Рост этих показателей сопоставим с ростом площадей», — утверждает Елена Комкова, эксперт по розничной торговле компании Retail Training Group. По ее мнению, прибыль и выручка растут за счет открытия новых магазинов, а не за счет старых.
Группа компаний продолжает сталкиваться с проблемами по показателям среднего чека, указал Бурмистров: в некоторых форматах магазинов рост данного показателя был меньше уровня инфляции.
Также эксперты отметили превышение темпов роста прибыли над темпом роста выручки. «Это говорит о том, что либо произошло увеличение продаж собственной товарной марки и собственного импорта, либо была повышена наценка на товары», — утверждает Комкова.
Группа компаний «Дикси», основанная в 1999 году, занимает третье место после «Магнита» и X5 Retail Group по размеру выручки, торговых площадей и количеству магазинов среди российских операторов продовольственного сегмента. У ГК имеются магазины в трех федеральных округах России: Центральном, Северо-Западном и Уральском, а также в Калининграде и Калининградской области. Всего по состоянию на 28 февраля 2014 года группа управляла 1801 магазином, из которых 1683 — это магазины «Дикси» формата «у дома», 86 торговых помещений принадлежит дивизиону «Виктория», имеется один магазин Cash и 31 компактный гипермаркет «Мегамарт» и «Минимарт».
В 2011 году «Дикси» приобрела торговую сеть «Виктория», сумма сделки составила 20 млрд руб. без учета долговой нагрузки, которая была оплачена денежными средствами и акциями «Дикси».