Совет Федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса России», разрешающий авиакомпаниям продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, при которых пассажиру в случае сдачи билета не компенсируется его стоимость. Ранее Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях.
Закон создает равные конкурентные условия для российских и иностранных перевозчиков, а также стимулы для снижения стоимости авиабилетов и развития лоукостеров в России. «В условиях постоянного и последовательного роста объемов воздушных перевозок использование эффективных механизмов обеспечит их рентабельность», — отметил член думского комитета по транспорту Андрей Андреев.
После подписания закона президентом российские авиапассажиры получат возможность выбора между возвратными и невозвратными билетами. Выбравшему невозвратный тариф пассажиру при отказе могут быть возвращены только неиспользованные авиакомпанией суммы, которые взимаются в пользу других организаций на территории других государств.
Полная стоимость авиабилета при невозвратных тарифах может быть возвращена лишь в случае внезапной болезни пассажира или следующего с ним члена его семьи, либо смерти члена семьи пассажира, а также при задержке отправления воздушного судна.
Если же пассажир выбирает возвратный тариф, то авиакомпании имеют право удерживать из возвращаемой стоимости авиабилета неустойку в размере 25% и сумму понесенных расходов, если билет возвращен менее чем за сутки до вылета.
«Законопроект подготовлен в целях реализации правительством России мероприятий по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. Риски отказа пассажиров от перевозки закладываются российскими авиакомпаниями в тариф, что приводит к увеличению стоимости перевозки для пассажиров», — отмечает заместитель министра транспорта Сергей Аристов.
Позицию Минтранса разделяют и российские авиаперевозчики, отмечая, что закон поможет им иностранными компаниями. «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которой состоят все авиакомпании, неоднократно писала публичные обращения в органы власти относительно того, что такие тарифы необходимы», — заявила «Газете.Ru» представитель UTair.
По словам представителя перевозчика, иностранные компании давно предлагают в России невозвратные тарифы, что позволяет им выигрывать в борьбе с российскими конкурентами на одних и тем же направлениях. Введение невозвратных тарифов поможет российским авиакомпаниям на равных соревноваться с иностранными перевозчиками.
По оценке Минтранса, невозвратные билеты будут на 20% дешевле обычных.
Однако эксперты менее оптимистичны в оценках. «Вычленить из динамики цены билетов влияние того или иного отдельного фактора практически невозможно, так как тот или иной фактор влияет на издержки авиакомпании, а реальная стоимость, за которую продаются билеты, определяются соотношением спроса и предложения. Поэтому, если на услугу существует ажиотажный спрос, то дешевого предложения ожидать не приходится», — сказал «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Появление невозвратных билетов также позволит российским перевозчикам увеличить свою прибыль, отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. «Введение невозвратных билетов уравняет российские и иностранные компании. И хотя авиакомпании постараются ввести невозвратные билеты на многие рейсы, пассажирам не стоит забывать, что основная «фишка» невозвратных билетов — это в первую очередь способ авиакомпании заработать на изменившихся планах пассажиров», — говорит Крамаренко.
В самих авиакомпаниях пока не определились, на каких авиамаршрутах будут вводить категорию невозвратных билетов.
«Закон вступит в силу через 60 дней после подписания президентом. За это время мы определим количество мест на борту, которые будут продаваться по невозвратным тарифам, и величину таких тарифов на разных направлениях», — отметил представитель UTair.
Согласно действующей ныне 108-й статье Воздушного кодекса России, «пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку».