У родственников бывшего министра общественной безопасности Китая Чжоу Юнкана изъяты активы на сумму около $14,5 млрд (90 млрд юаней), сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники, близкие к расследованию коррупционного скандала.
У Чжоу Юнкана были заморожены счета на $5,9 млрд, изъяты акции и облигации на $8,22 млрд, конфискованы 300 квартир и вилл общей стоимостью около $2,7 млрд, антиквариата и предметов искусства на $161 млн, а также 60 транспортных средств. При этом, как отмечают источники, знакомые с ходом расследования, большинство ценностей официально принадлежит приближенным экс-чиновника. Один из собеседников Reuters сообщил, что экс-министр общественной безопасности отказался сотрудничать со следствием и настаивает, что он стал жертвой борьбы за власть.
Если Чжоу Юнкан будет признан виновным в недобросовестном использовании своего должностного положения, ему грозит смертная казнь.
Официальный Пекин пока не давал комментариев по поводу ареста активов бывшего силовика. В министерстве иностранных дел Китайской Народной Республики также не комментировали сложившуюся ситуацию.
На просьбу «Газеты.Ru» подтвердить появившуюся в прессе информацию об аресте активов Чжоу Юнкана министерство общественной безопасности КНР ответило отказом, сославшись на то, что не располагает такими сведениями.
Чжоу Юнкан родился в 1942 году в городе Уси, провинция Цзянсу. В 1966 году окончил Пекинский нефтяной институт по специальности «геофизика». В 1960—1970-х годах работал в нефтяной промышленности. В ноябре 1964 года стал членом Коммунистической партии Китая.
В середине 1980-х годов был назначен на пост заместителя министра нефтяной промышленности КНР, а в 1996—1998 годах исполнял обязанности генерального директора Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), крупнейшей энергетической компании КНР. В 1998—1999 годах занимал пост министра земельных и природных ресурсов. В 1999—2002 годах возглавлял партком провинции Сычуань. С 2003 по 2007 год Юнкан занимал пост министра общественной безопасности. В 2007—2012-м исполнял обязанности секретаря политико-юридической комиссии ЦК КПК, курирующей суды, пенитенциарные учреждения и органы безопасности КНР. После избрания Си Цзиньпиня на пост председателя Китайской Народной Республики в ноябре 2012 года Чжоу Юнкан был снят с должности секретаря политико-юридической комиссии.
«Поводом к замораживанию активов Чжоу Юнкана послужил арест его сына, а также людей из ближайшего окружения экс-министра, которые оказались связаны не только с коррупционными схемами, но и с чистым криминалом, в том числе и с китайской мафией», — говорит «Газете.Ru» заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Из ближайшего окружения экс-министра под арестом уже находятся несколько бывших помощников, включая вице-губернатора провинции Хайнань Цзи Веньлиня. Возбуждено расследование в отношении 10 высокопоставленных чиновников PetroChina. С декабря под следствием находится сын Чжоу Юнкана Чжоу Бин, который подозревается в получении взятки, связанной со строительством муниципального жилого комплекса в окрестностях Пекина. Всего же за последние четыре месяца были задержаны более 300 человек из ближайшего окружения 71-летнего экс-министра. Сам Чжоу Юнкан находится под домашним арестом.
После задержания ряда высокопоставленных чиновников в Китае впервые серьезно заговорили об угрозе основам государства со стороны мафии, хотя ранее в СМИ эта тема никогда не обсуждалась.
Еще одной причиной ареста активов экс-министра является близость к опальному политику Бо Силаю, которому Чжоу Юнкан до последнего оказывал поддержу и покровительство.
Член Политбюро ЦК КПК был отстранен от должности в 2012 году после того, как его заместитель Ван Лицзюнь запросил политического убежища в консульстве США в Ченду. По итогам начатого затем расследования обстоятельств смерти британского бизнесмена Нила Хейвуда виновной в его убийстве была признана жена Бо Силая, а Ван Лицзюня приговорили к 15 годам тюрьмы за помощь в сокрытии этого преступления. Сам Бо Силай был признан виновным во взяточничестве, объемы которого достигали $3,3 млн в год, а также в содействии супруге в сокрытии преступления.
«Оказалось, что практически все популярные лидеры Китая, которых сейчас отправляют в отставку на региональном уровне, были участниками коррупционных схем. Тем самым впервые признается, что коррупция в стране имеет вертикальный характер», — отмечает Алексей Маслов.
Для нынешнего руководства КНР война с коррупцией, которую в самом Китае называют «борьбой против тигров и мух», стала своего рода краеугольным камнем всей внутренней политики.
Взятый на 18-м съезде КПК курс на ускорение развития Китая требует мобилизации всех имеющихся сил, а также устранения региональных коррупционных схем. В рамках этого курса руководство страны уже приняло решение о создании возглавляемого лично Си Цзиньпином Центрального комитета государственной безопасности (ЦКГБ), основной задачей которого является борьба с коррупцией в регионах, а также контроль за претворением в жизнь принятой в рамках 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва программы экономических и политических реформ.
«Сейчас для правительства КНР борьба с коррупцией не просто очередная мера — это вопрос выживаемости всей системы власти, — подчеркивает Маслов.
— Чжоу Юнкан стал очень крупной рыбой, попавшейся в сети. Однако на нем антикоррупционная чистка вряд ли остановится, и в скором времени могут появиться новые дела против коррумпированных чиновников».