За последний год совокупная задолженность за предоставленные телекоммуникационные услуги увеличились на четверть и к 1 марта достигла 23,5 млрд руб. К концу полугодия сумма может еще увеличиться и перешагнуть отметку в 24 млрд руб., прогнозирует Национальная служба взыскания (НСВ).
Как следует из обзора, подготовленного коллекторами, в структуре телекоммуникационных долгов преобладает задолженность за услуги мобильной связи (20 млрд руб.). В остальном россияне пренебрегают оплатой услуг фиксированной связи (2,2 млрд руб.), копят долги за домашний интернет и IP TV (1,3 млрд руб.).
Ежемесячно объем просроченной задолженности вырастает примерно на 1,5%, но к сезону отпусков в мае–сентябре 2014 года, согласно прогнозу коллекторов, просрочка из-за роуминга будет расти интенсивнее — на 2–2,5% в месяц. При этом, как отмечают аналитики НСВ, долги после отпуска в основном увеличиваются из-за больших счетов за услуги передачи данных (интернет).
По версии сотовых операторов, к образованию больших долгов приводят другие причины. В частности, использование абонентами различных сервисов, позволяющих «уходить в минус»: «обещанный платеж», «кредит доверия» и другие. Еще одним источником возникновения задолженности являются контент-услуги, которые оказывают сторонние провайдеры, указывают операторы. «Причиной образования просроченной задолженности может стать и несогласие абонента с суммой начислений либо просто привычка не обращать внимания на мелкие долги», — отметила пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина.
В среднем долги женщин и мужчин старше 60 лет попадают к коллекторам на более поздних сроках (после 250 дней просрочки), в то время как долги женщин 22–35 лет попадают к коллекторам в среднем через 107 дней. Самая высокая средняя сумма задолженности у женщин в возрасте 36–60 лет (829 руб.) и мужчин 22–35 лет (1200 руб.).
По регионам долги накапливаются неравномерно. По данным НСВ, самые исполнительные пользователи услуг сотовой связи проживают в Северо-Кавказском федеральном округе: там объем просроченной задолженности составляет 0,52 млрд руб. Ситуация обстоит гораздо хуже в Дальневосточном и Южном федеральных округах (1,15 млрд и 1,67 млрд руб. соответственно), существенно больше долгов накопили в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах (3,24 млрд и 2,72 млрд руб.), но абсолютный рекорд по долгам за услуги связи удерживает Центральный федеральный округ – 10,13 млрд руб. В лидерах по накопленной задолженности – Москва, Санкт-Петербург, за ними следует Свердловская, Нижегородская и Иркутская области, Республика Татарстан.
Сотовые операторы с выводами коллекторов не согласны. «Нам неизвестно, какую методику исследования агентство использовало для получения подобных выводов. Vimpelcom объем долгового портфеля не увеличивал, ухудшения платежной дисциплины со стороны наших абонентов мы не наблюдаем», — сообщила пресс-секретарь компании Аннай Айбашева. Размер и структуру долгов операторы не раскрывают.
Сотовые операторы c коллекторами сотрудничают неохотно: основной упор они делают на возврат долгов собственными силами, привлекая «аутсорсинговые компании» к работе только со старыми долгами, начиная от 120 дней (4 месяцев) просрочки. «Превентивные меры и построенная система нотификаций (SMS, e-mail и пр.) о необходимости погашения долга позволяют не только получить оплату образовавшейся задолженности, но зачастую нам удается вернуть абонента в сеть», — говорят в «Мегафоне». «Мы взыскиваем долги как сами, силами внутренней службы, так и сотрудничая с компаниями — коллекторами. Им долги мы передаем по агентской схеме», — рассказывают в Vimpelcom.
По словам старшего вице-президента НСВ Сергея Шпетера, уровень возврата долгов коллекторами зависит от степени проработки портфеля собственной службой телекоммуникационной компании, а также от срока размещения портфеля в коллекторском агентстве. В среднем по рынку, при первичном размещении доля возврата может достигать 20%. При вторичном – после другого коллекторского агентства – до 5%. «Большую роль для возврата имеют внутренние процедуры телекоммуникационных компаний. Если при задолженности более шести месяцев они отключают абонента на входящие звонки, то уровень собираемости значительно падает», — отмечает он.