Несмотря на относительно теплую погоду в Европе, экспорт «Газпрома» в ЕС в конце февраля вырос. Об этом сообщил в понедельник «Интерфакс» со ссылкой на данные центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса. Так, 1 марта поставки российского газа в Европу выросли до 476,5 млн кубов (уровень прошлого года), в то время как в среднем за последнюю декаду февраля они составляли 438 млн кубометров в сутки. Рост, таким образом, составил около 8%.
Кстати, и в январе «Газпром» поставлял в Европу больше, чем в 2013 году, — 16 млрд кубов (больше на 13,2%), несмотря на то что январь 2014 года был теплее прошлогоднего. В феврале поставки остались на уровне прошлого года (13,1 млрд кубов), аномально теплая погода в Европе также никакой роли не сыграла.
«Это нормальная рыночная реакция. Похоже, что европейцы на всякий случай закачивают газ в подземные хранилища, — комментирует данные ЦДУ ТЭК глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — И правильно делают, так как поставки российского газа через Украину могут прекратиться в любую минуту».
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также считает, что Европа хеджирует транзитные риски. «Причем делать это европейцы начали еще с начала года, закачивая по максимуму газа в свои хранилища. Сейчас в них около 38 млрд кубометров, для начала марта это рекорд», — поясняет Гривач.
На угрозу уже отреагировали акции контрагентов «Газпрома». В понедельник на 11% рухнули бумаги польской PGNiG, до 4,56 злотого за штуку. Впрочем, сама компания заявляет, что пока поставки через Украину идут в обычном режиме.
Через украинскую территорию проходит около половины транзита российского газа в ЕС. В прошлом году «Газпром» через Украину поставил 89 млрд кубометров (52% экспорта в Европу). Как заявил в понедельник глава «Газпром экспорта» Александр Медведев в ходе Дня инвестора в Лондоне, в 2014 году компания намерена поставить через украинские сети не менее 70 млрд кубов. Ранее сообщалось, что общий объем поставок в Европу в текущем году составит 161 млрд кубометров, то есть на украинский транзит придется порядка 43%.
При этом Украина заявляет, что транзит продолжает идти в обычном режиме и ему ничто не угрожает. «То, что происходит на территории Автономной Республики Крым, не может повлиять на транзит газа в европейские страны», — цитирует агентство УНИАН министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана. Александр Медведев в свою очередь заявил, что все запланированные объемы по транзиту через украинскую территорию выполняются полностью.
Однако при этом Медведев отметил, что «невозможно избежать риски, связанные с транзитом газа, без реализации проекта «Южный поток» (труба, которую «Газпром» прокладывает для поставок в Европу в обход Украины) .
«Продолжающиеся политические волнения на Украине, которые усугубляются неудовлетворительными экономическими условиями, могут привести к перебоям с поставками в Европу», — говорится в материалах «Газпрома» ко Дню инвестора.
Впрочем, наращивание закупок может быть связано не только с транзитными рисками. Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко указывает, что ситуация на Украине помимо прочего толкает вверх цены на нефть. Утром в понедельник баррель марки Brent подорожал на $1,66, до $110,73. При этом на протяжении всего февраля рост котировок Brent составил лишь $2,67 за баррель.
Мищенко напоминает, что цены долгосрочных контрактов «Газпрома» привязаны к цене нефти, так что, если эскалация конфликта на Украине будет продолжаться, рост нефтяных котировок с лагом в несколько месяцев потянет за собой цены контрактов. «Возможно, европейцы хотят побольше газа закачать в свои ПХГ по нынешним ценам», — говорит эксперт.
Кризис на Украине также привел к тому, что в Европе уже начали повышаться спотовые цены на газ. Так, на британской площадке NBP в понедельник цены выросли примерно на 8%, до $363 за 1 тыс. кубометров. В Голландии и Германии цена апрельских газовых фьючерсов выросла на 10 и 8,1% соответственно.
«Я могу представить, что финансовые игроки воспользуются нынешней ситуацией на Украине, чтобы раздуть цены», — цитирует Blooomberg комментарий аналитиков Inspired Energy. Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Украины Валентин Землянский также считает, что рост спотовых цен — заслуга спекулянтов, решивших воспользоваться кризисом.
«Кстати, это играет на руку «Газпрому», который неоднократно выступал против привязки цен своих долгосрочных контрактов к споту, — указывает Землянский. — Поддержка проекта газопровода «Южный поток» в Евросоюзе возрастет».
«Газпром» уже не один год ведет переговоры с Европой по поводу «Южного потока», причем Евросоюз так и не смог окончательно выработать единую позицию в отношении этого проекта. Еврокомиссия считает, что он нарушает положения Третьего энергетического пакета ЕС, запрещающего одной и той же компании заниматься поставкой и транспортировкой газа. «Газпром» настаивал на выведении ЮП из-под действия Третьего энергопакета, но на сегодняшний день переговоры ни к какому результату так и не привели.
«Как российский поставщик газа, так и его европейские потребители должны опасаться срыва транзита, — говорит Алексей Гривач. — А при сохранении проблем с Украиной без «Южного потока» многие контрагенты «Газпрома» просто не смогут стабильно получать газ».