Президент США Барак Обама намерен просить конгресс о выделении $300 млрд на обновление автомобильных и железных дорог страны, поскольку сроки программы их финансирования истекают в 2014 году и об их продлении еще не договорились.
Завершение программ может означать потерю рабочих мест для 700 тыс. человек.
«В то время как компании говорят, что готовы увеличить количество рабочих мест в этом году. Наша задача — помочь им в этом и договориться о продлении финансирования, — заявил американский президент (он выступал на вокзале в городе Сэнт-Пол, штат Миннесота, цитата по Associated Press). — Суть в том, что есть работа, которую надо сделать, и люди, готовые за нее взяться». По его словам, одна из основных задач конгресса как раз и состоит в том, чтобы помочь штатам и городам оплатить эту работу. Особенно если речь идет о ремонте транспортных систем, энергосистем, линий связи и любой другой инфраструктуры, которая помогает развитию торговли.
Без дополнительного финансирования «транспортный обрыв» наступит в августе-сентябре 2014 года, заявил министр транспорта США Энтони Фокс, когда Фонд по развитию шоссейных дорог (Highway Trust Fund, HTF), финансирующий федеральные программы, исчерпает ресурсы.
Традиционный источник поступлений в фонд — налог на бензин (18,4 цента с галлона) и дизельное топливо (24,4 цента с галлона). Но ставка этих налогов не поднималась в течение последних 20 лет, в отличие от расходов на строительство дорог.
Впервые дефицитным бюджет фонда стал в 2008 году. После этого конгресс выделял десятки миллиардов долларов на поддержание его финансирования, как правило, за счет сокращения других статей бюджета.
И теперь президент предлагает взять деньги, перераспределив поступления от корпоративных налогов. На следующей неделе он намерен направить в конгресс соответствующий законопроект.
Всего фонду для поддержания текущего уровня расходов необходимо около $100 млрд в течение следующих шести лет. Как сообщил в среду председатель бюджетного комитета палаты представителей Дэвид Кэмп, корпоративные налоги могут обеспечить $126,5 млрд, но за восемь лет. Однако для масштабных проектов вроде реконструкции и ремонта дорог этих денег недостаточно.
Выход, который политические оппоненты и даже ассоциация автомобилистов не раз предлагали Обаме, — повышение ставки налогов на топливо.
Повышение топливных сборов, по словам Кэтлин Бауэр, вице-президента по связям с общественностью ассоциации автомобилистов ААА, это самый «жизнеспособный, ответственный и быстродействующий» способ решения проблемы.
Но ни Белый дом, ни конгресс не готовы на такой опасный с политической точки зрения шаг.
«Президент намерен просить у конгресса $300 млрд всего через несколько дней после того, как Пентагон объявил о сокращении финансирования армии и военных программ», — пишет Foxnews.com.
Глава министерства обороны США Чак Хейгел рассказал, что из-за сокращения финансирования число военнослужащих планируется уменьшить с нынешних 520 тыс. до 440–450 тыс. человек, что будет соответствовать численности американских военных до начала Второй мировой войны.
«Президент Обама уже обещал, что пакет мер на $830 млрд обеспечит приток денег в инфраструктурные проекты, — напоминает республиканец Йохан Уилкокс. — И если президент с первого раза не сумел решить наши экономические проблемы, то почему мы должны вновь давать ему карт-бланш».