Сырьевой экспорт долгие годы был основой роста российской экономики. Больше он такую функцию выполнять не может, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев на заседании правительства 20 февраля.
Заменой ему российское правительство намерено сделать несырьевой экспорт. В том числе экспорт высокотехнологичной продукции, программного обеспечения и так называемой продукции с высокой степенью переработки – лекарственных средств, микросхем, роликовых подшипников и так далее.
Ранее с очередной критикой сырьевой зависимости российской экономики выступил президент Владимир Путин, констатировавший, что даже высокие цены на нефть больше не обеспечивают роста российской экономики (в прошлом году составил 1,3%).
Пока российский экспорт в первую очередь состоит из топливно-энергетических товаров. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-декабрь он составил $526,4 млрд. В страны дальнего зарубежья их удельный вес в товарной структуре составил 74,5%, в страны СНГ – 47%. В то время как доля экспорта машин и оборудования в январе-декабре 2013 года в страны дальнего зарубежья составила 3,6%, в СНГ – 16,3%. Структура экспорта «действительно нуждается в серьезной модернизации, в том числе из-за значительных изменений на традиционных для нас сырьевых и энергетических рынках», заявил премьер Дмитрий Медведев 20 февраля.
По словам Улюкаева, доля несырьевого экспорта в общем объеме составила около 50%. В среднем мире эта доля составляет 85%.
Доля несырьевого экспорта в ВВП составляет примерно 10–12%, в то время как в Китае она составляет 25%, в Южной Корее – 50%, в Германии – 40%. Теперь правительство планирует эту долю наращивать. Планируется увеличение объема несырьевого экспорта на 39% до 2018 года. Прирост должен составлять примерно 10% в год.
Обеспечить рост должна реализация нового варианта «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Первый вариант документа был утвержден 29 июня 2012 года. В конце прошлого года президент Владимир Путин предложил разработать новый план поддержки несырьевого экспорта.
По новому плану Минэкономразвития предлагает в рамках ВЭБа создать единую систему поддержки несырьевого экспорта.
«Должен быть единый фактически институт, который сочетал бы и страховое, и кредитное плечо. Дело в том, что для крупнейших наших экспортеров важно страховое покрытие. Они находят кредитный ресурс по невысоким, приемлемым для них ставкам легко на рынке. А вот, так сказать, при движении в сторону среднекрупного и среднего бизнеса возрастает значение кредитования. Экспортер должен получить кредит и страховое покрытие», – сказал Улюкаев.
Сейчас поддержкой экспортеров занимаются две дочерние структуры ВЭБа. Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР занимается страхованием экспортных сделок российских производителей (покрывает до 95% убытков в случае политического риска и до 90% убытков в случае коммерческого риска). Росэксимбанк занимается выдачей кредитов и госгарантий российским экспортерам.
Минэкономразвития предлагает докапитализировать Росэксимбанк и теснее сотрудничать двум дочерним обществам ВЭБа.
Потребность в капитале, по оценке министерства, составляет $3–3,5 млрд до 2018 года. Половину способен предоставить ВЭБ из собственной прибыли, источники финансирования второй половины не определены. Также предполагается поддержка через субсидирование процентных ставок. Объем субсидирования может составить 15–20 млрд руб. ежегодно.
Глава ВЭБа Владимир Дмитриев не исключил, что Росэксимбанк и ЭКСАР могут быть объединены, но это решение еще не принято. В качестве источника для докапитализации банка он назвал прибыль ВЭБа и бюджетные средства, передает «Интерфакс». В пресс-службе ВЭБа «Газете.Ru» сообщили, что вопрос о новых схемах поддержки несырьевого экспорта находится в стадии проработки, конкретных решений пока нет.
В январе этого года ВЭБ уже принял решение о докапитализации Росэксимбанка на 1,7 млрд руб., до 2,65 млрд руб., через размещение по закрытой подписке обыкновенных именных акций. Средства вкладывал единственный акционер банка – ВЭБ. В сентябре наблюдательный совет ВЭБа одобрил дополнительную капитализацию ЭКСАРа на 1,38 млрд руб.
Фактически новая система позволит расширить число предприятий, потенциально готовых поставлять свои товары на экспорт, и включить в нее представителей малого и среднего бизнеса. А это до 1 тыс. предприятий, производящих все, «от программного обеспечения до товаров народного промысла».
Пока экспортная поддержка со стороны ВЭБа направлена в основном на крупный бизнес, говорит «Газете.Ru» Дмитрий Шевченко, заместитель руководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
Выход на экспорт заставит небольшие компании расширять штат сотрудников, которые бы занимались ВЭД, а это дополнительная нагрузка, говорит Шевченко. Кроме того, вопрос с кредитованием перед небольшими предприятиями стоит довольно остро. Банки предъявляют повышенные требования к таким заемщикам из-за ужесточения требования к нормативам, говорит Шевченко. Еще одна проблема – высокие ставки по кредитам, в среднем от 12 до 17%, по оценке вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова и главы межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дины Крыловой. «Есть случаи, когда она выше 20%», – говорит Шевченко.
В итоге, чтобы финансирование направления началось, должны быть смягчены нормативы либо новый институт не должен подпадать под банковское регулирование, считает он.
«Выдержать темпы роста, заданные в «дорожной карте», только за счет банковского финансирования нереально. За рубежом финансирование подобных направлений деятельности находится за рамками регулирования банковского сектора», – говорит он.
По какой схеме и за счет каких источников предлагается обеспечивать кредитование и субсидирование ставки для экспортеров из числа МСБ, в Минэкономразвития не сообщили. Вопрос о схемах и источниках – предмет дальнейшего обсуждения, сообщили в пресс-службе ведомства и ВЭБе.
На протяжении последних нескольких месяцев правительство обсуждает вопрос о субсидировании ставок по кредитам для МСБ за счет средств Фонда национального благосостояния. Предлагалось предоставлять эти средства ВЭБу, чтобы он, в свою очередь, предоставил их банкам по ставке инфляция плюс 1%, а банки – кредиты бизнесу по ставке не выше 10%. Также обсуждался вариант с выделением средств ФНБ банкам с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Однако банки не согласны с условиями, поскольку их в данном случае не устраивает маржа 3%.