Проект IP-телефонии и обмена мгновенными сообщениями Viber может быть продан, сообщил во вторник Reuters со ссылкой на финансовую израильскую газету Calcalist. По данным издания, компания находится в процессе переговоров. В числе потенциальных покупателей мобильного мессенджера называются компании — разработчики популярных азиатских приложений: китайского WeChat, японской Line и южнокорейской KakaoTalk.
Viber – это бесплатное приложение для смартофонов, работающих на таких популярных платформах, как Android, iOS, Windows Phone и других, и компьютеров на базе Windows, OS X и Linux. Совместная разработка израильских и белорусских программистов была представлена в декабре 2010 года. Уже в начале августа 2013 года количество пользователей сервиса превысило 200 млн. Сервис позволяет бесплатно общаться при помощи текстовых сообщений, стикеров, звонков и видеосвязи с другими пользователями Viber (в данном случае оплачивается только интернет-трафик). В сети Viber зачастую называют «убийцей Skype».
В компании переговоры не подтверждают.
«Я понятия не имею, о чем идет речь», — сообщил глава Viber Media Талмон в разговоре с журналистами Reuters, добавив, что компания не ведет переговоров о продаже.
Тем не менее на рынке уже несколько месяцев ходят слухи о поиске покупателя для мессенджера. По данным израильских СМИ, в частности информационного портала Globes, в середине 2013 года Viber Media наняла Goldman Sachs для поиска покупателя, согласного заплатить за компанию сумму от $500 до $600 млн, однако до сих пор заинтересованных найдено не было.
Стоит заметить, что это не первая несостоявшаяся сделка на рынке мессенджеров. Весной 2013 года Whatsapp вел переговоры с Google о продаже своего сервиса, однако владельцев популярного мессенджера не устроила цена, которую им предложили.
Как рассказывал «Газете.Ru» топ-менеджер одного мессенджеров, владельцы Whatsapp просили за свой сервис более $3 млрд, занимали жесткую позицию относительно цены, желая продать свой сервис как можно дороже. Источник объяснял завышенные требования мессенджеров тем, что в перспективе их, как один из сервисов связи, можно монетизировать.
Таким образом, можно предположить, что Viber Media последовали примеру Whatsapp и берут тайм-аут с целью увеличения стоимости своего проекта. С недавнего времени Viber действительно начал монетизацию своего сервиса: например, в программе появилась возможность покупать стикеры (красочные картинки и смайлы, которые можно отправлять собеседникам). В конце прошлого года в приложении появилась платная функция звонков на мобильные и стационарные телефоны. Не исключено, что в дальнейшем Viber будет двигаться в сторону введения новых платных сервисов.
Предполагаемые покупатели действительно могли быть заинтересованы в сделке. WeChat – это один из наиболее популярных китайских мессенджеров. В августе 2013 года, по сообщению разработчиков, компании Tencent, количество зарегистрированных пользователей приложения достигло 400 млн человек, из которых 236 млн являются активными пользователями. Мессенджером Line, разработкой японской компании Line Corporation, также пользуется более 300 млн пользователей (данные на конец 2013 года), в планах компании увеличить количество пользователей до 500 млн человек к концу этого года. Число зарегистрированных пользователей южнокорейского мессенджера KakaoTalk составляет более 100 млн. Учитывая высокую конкуренцию среди мессенджеров в Восточной Азии, компании планируют увеличивать будущее количество пользователей за счет новых для них рынков, то есть европейского, американского и южноазиатского.
«В данный момент компания сфокусирована на привлечении новых пользователей в Индии, Турции и Восточной Европе. Причем во Франции, Германии и Италии проводится активное продвижение сервиса на локальном уровне, укрепляются связи с местными операторами мобильной связи и производителями оборудования», — говорилось в недавнем сообщении Line Corporation.
«Азиатские компании — лидеры в монетизации сервисов обмена сообщениями, однако внутренний рынок уже поделен между ними. В связи с этим слияние и поглощение зарубежных компаний являются для них одним из способов быстрого расширения аудитории», — отметил «Газете.Ru» главный аналитик IHS Technology Джек Кент. Полезным может быть не столько само увеличение количества пользователей ради монетизации, сколько база данных, которую можно использовать в рекламном бизнесе, считает он.