Интернет-магазины Net-a-porter.com, Theoutnet.com, входящие в швейцарскую Richemont, а также Shopbop.com и Easdane, принадлежащие Amazon.com, приостановили поставки в Россию, ссылаясь на новые таможенные правила.
«В связи с новыми таможенными правилами оформления посылок из зарубежных интернет-магазинов мы вынуждены временно остановить доставку в Россию. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы исправить ситуацию. Мы будем рады, если вы продолжите совершать покупки у нас и оформлять доставку на адреса за пределами РФ», — говорится на сайтах Net-a-porter.com и Theoutnet.com.
В случае возникновения вопросов покупателей просят звонить в русскоязычную службу поддержки по многоканальному телефону. Однако при попытке дозвониться до русскоговорящей службы поддержки автоответчик сообщает, что сейчас российский колл-центр недоступен, и перенаправляет в международную англоязычную службу. На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», когда будет возобновлена доставка товаров в Россию и что делать покупателям, уже заказавшим товар, сотрудник англоязычного колл-центра ответить не смог.
Основной причиной приостановки поставок является использование этими сервисами служб экспресс-доставки, таких как DHL, FedEx, UPS, недавно объявивших о прекращении доставки в Россию экспресс-грузов, содержащих товары для личного пользования в связи с усложнением порядка оформления таких товаров. Однако в Федеральной таможенной службе отметили, что не вводили новых правил в отношении доставки товаров из-за рубежа, а лишь потребовали от компаний соблюдать уже действующие нормы. «Никаких изменений в действующем законодательстве не произошло, ФТС только начала требовать его исполнения, о чем операторы были предупреждены на прошлой неделе, но в результате оказались не готовы», — сказал ранее «Газете.Ru» замминистра связи Михаил Евраев.
Сайты Net-a-porter.com, Theoutnet.com, Shopbop.com и eastdane.com, специализирующиеся на продаже брендовой одежды, стали первыми иностранными интернет-магазинами, прекратившими доставку в Россию. Другие интернет-магазины, например, такие как онлайн-ритейлер Mr.porter.com (входит в группу Net-a-porter.com), также прекратили обслуживание российских клиентов.
Однако говорить о повсеместном отказе зарубежных интернет-магазинов от доставки в Россию вряд ли приходится. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», отмечают, что после сообщений о приостановке доставки в Россию экспресс-грузов рядом компаний рынок интернет-торговли вряд ли понесет серьезные потери. «Доля этих перевозчиков, по разным оценкам, колеблется в районе 2%, поэтому их уход на рынок никак не повлияет, — говорит «Газете.Ru» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. — Единственные пострадавшие — это клиенты зарубежных сайтов, которые доставляют исключительно с помощью DHL или UPS. Клиентов других интернет-площадок, где есть возможность выбора способов доставки, это вообще никак не затронет. Скорее всего, эти компании просто перестанут предлагать российским покупателям экспресс-доставку, предлагая им выбрать другие опции. Хотя, с другой стороны, что такое 2% от общего объема — это полмиллиона человек».
Ранее Минкомсвязи выступило с инициативой снизить планку не облагаемых ввозной пошлиной интернет-покупок, совершаемых за рубежом, с €1000 до €150. С аналогичным предложением до этого выступала и ФТС, однако никаких изменений пока не произошло. Участники рынка опасаются, что такие меры будут также способствовать снижению количества заказов товаров в иностранных интернет-магазинах. Общество защиты прав потребителей уже выступило с предложением бойкотировать крупнейшие российские интернет-магазины, которые якобы лоббировали принятие этих поправок. В конце 2013 года президент России Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию попросил обратить внимание на более жесткое регулирование интернет-торговли как на один из способов пополнить бюджет и возможность направить дополнительные средства на строительство доступного жилья.