Россия и Индия ведут переговоры о строительстве трубопровода, по которому на Индостан пойдет российская нефть. Об этом в среду сообщает издание The Financial Express со ссылкой на главу евразийского департамента индийского МИДа Аджая Бисарию. По его словам, строительство нефтепровода обсуждалось в октябре 2013 года в ходе визита в Москву премьер-министра Манмохана Сингха.
Впрочем, крупнейшая индийская нефтегазовая компания Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) заговорила о заинтересованности в проекте нефтепровода еще в марте прошлого года, во время семинара «Стратегические контуры российско-индийского торгово-экономического сотрудничества». По данным FE, речь идет о строительстве нефтепровода, который будет проложен из России через Казахстан и Узбекистан, а далее пойдет до Индии параллельно газопроводу TAPI — через Туркмению, Афганистан и Пакистан.
Общий объем инвестиций может достичь $30 млрд, при том что в 2012 году минерального топлива и нефти из России в Индию было поставлено всего на $176 млн.
«Теперь нам нужен наземный нефтепровод Север — Юг для того, чтобы покупать у России больше нефти», — отметил Бисария.
В то же время источник в нефтяной отрасли рассказал «Газете.Ru», что темпы роста нефтяного импорта в Индии замедляются. Если в 2012 году по сравнению с предыдущим годом импорт вырос на 4,7%, то за десять месяцев 2013 года рост составил лишь 2,2% (в октябре 2013 года Индия импортировала 4,3 млн баррелей нефти в сутки). «Это связано с замедлением общего экономического роста в странах Азии, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». — Из-за этого многие проекты нефтеперерабатывающих заводов переносятся по срокам, так как столько нефтепродуктов просто не нужно, а следовательно, не нужно и много нефти».
Источник отметил, что нет никакого экономического смысла строить нефтепровод из России в Индию, это невыгодно обеим сторонам.
«Индии гораздо проще закупать более дешевую из-за меньших транспортных расходов нефть в Иране, а России нет смысла конкурировать на индийском рынке с иранской нефтью, — поясняет источник. — Учитывая эти факторы, строить столь дорогой нефтепровод означает буквально закопать деньги в землю».
В прошлом году Тегеран прямо заявил, что готов обрушить нефтяные цены. Иранский министр нефти Бижан Зангане сказал тогда, что страна будет наращивать добычу, даже если цены будут падать.«Мы достигнем уровня 4 млн баррелей в сутки, даже если цены на нефть упадут до $20 за баррель», — пообещал Зангане. На данный момент Иран производит около 2,7 млн баррелей нефти в сутки.
«Проект российско-индийского нефтепровода заведомо экономически нецелесообразен, — считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Проложить подобный технологический коридор очень сложно, поставки с учетом затрат станут невыгодны».
По словам Танкаева, гораздо проще и дешевле поставлять российскую нефть танкерами из Приморска или из Козьмино (конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. — «Газета.Ru»).
Не очень понятно, и кто будет строить предполагаемый нефтепровод. Во всяком случае, не российская «Транснефть». «В инвестиционных планах компании, в том числе и на перспективу, такого проекта не было и нет», — заявил «Газете.Ru» представитель «Транснефти» Игорь Демин.