Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Отмыв денег — широкое понятие»

Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов о бизнесе по «обналу» и «отмыву»

Как отмываются деньги в российских банках и почему инициативы ЦБ по борьбе с «прачечными» неэффективны, «Газета.Ru» спросила Алексея Мамонтова, президента Московской международной валютной ассоциации.

Алексей Николаевич, оцените, пожалуйста, масштабы проведения сомнительных операций через банки в России.

— Председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым весной были обнародованы цифры, которые поражают воображение.

Только в течение 2012 года объем выведенных из страны сомнительных средств составил $35 млрд.

То есть объем незаконно полученных и выведенных средств от всех выведенных за границу средств составил 60% — такого соотношения, возможно, ни одна страна не имеет.

— Что такое собственно отмыв — то, в чем так часто обвиняют банки, у которых отзывают лицензии?

— Отмыв денег — это довольно широкое понятие.

Это, например, обналичивание, но не только оно. Это и безналичные операции, носящие сомнительный характер, транзакции за рубеж на счета фирм, которые находятся в офшорных зонах, проводки, связанные с платежами по фиктивным договорам, уход от налогообложения, налоговая оптимизация и так далее.

Критерии отмыва трудно сформулировать, они размыты, но есть определенные признаки, по которым те или иные проводки относятся к сомнительным. Транзакции должны соответствовать размеру бизнеса клиента, объему капитала, истинному назначению платежа. Такие операции требуют дополнительного внимания и расследования.

— Каким образом сегодня происходит контроль за такими операциями?

— Каждая организация, ведущая счета клиентов, сегодня обязана отправлять информацию о такого рода операциях в ежедневном режиме в службу Росфинмониторинга. Именно там определяется, изучать или не изучать данную операцию.

Таких сообщений отправляется ежедневно десятки тысяч, и никакой штат не может все это проверить, тем более что большая часть таких сообщений на самом деле не имеет отношения к сомнительным операциям, но тем не менее если признаки есть, то банк обязан отправить эти сообщения. Естественно, какие-то операции из этого огромного числа все-таки подвергаются дополнительному изучению, проводится расследование и устанавливается их природа.

Банк в таких операциях — посредник, по определению он самостоятельно не производит сомнительных операций и сам не является нарушителем закона до тех пор, пока отправляет такие сообщения в Росфинмониторинг. При этом «заходы» в банки, выемки документов, «маски-шоу» происходят в банках время от времени потому, что есть клиенты, по которым необходимо разбирательство.

Не найдется ни одного банка в банковской системе, который мог бы поручиться за то, что его клиенты не совершают таких операций. Однако страдают от проверок в основном небольшие банки.

Если с проверкой придут, к примеру, в офис Сбербанка и изымут какие-то документы, то это не вызовет такой бурной реакции. А когда приходят в офис небольшого, среднего регионального банка, это обычно производит сильное впечатление, тем более что информация распространяется быстро, а банковская система очень уязвима.

— Считаете ли вы такую борьбу с сомнительными операциями эффективной?

— Бороться с системой надо было бы не через банки, являющиеся, по сути, посредниками, а напрямую. Почему-то и Центральный банк, и Росфинмониторинг концентрируют свое внимание на посредниках, перекрывая посреднические каналы и тем самым якобы закрывая дорогу теневому бизнесу в целом. Но, как показывает практика, ничего не меняется.

За всю новейшую историю отозвано около 2 тыс. банковских лицензий, из них, думаю, 500 — по основаниям нарушения «антиотмывочного закона». Но при этом ничего не поменялось, более того, незаконный вывод денежных средств с каждым годом только нарастает.

В результате такого рода бизнес просто распределяется по другим каналам. Бороться нужно не с посредниками, а с самим этим теневым сектором. А с ним трудно бороться, потому что он весь «закрышован» различными соперничающими группировками во власти и силовых структурах.

В итоге ЦБ очень звонко объявляет о своих успехах в борьбе с отмыванием через малые и средние банки или какие-то микрофинансовые организации. Но как только возникает мощная фигура такого банка, как Мастер-банк, лицензия у которого была отозвана через десять лет после появления в нем признаков проведения сомнительных операций, надзор останавливается.

Объявленные в таком случае успехи в пресечении посредничества лишь создают у общества ложное представление о том, что они есть.

Но даже если закроют две трети банков, никуда объемы теневого движения капитала не денутся, они только перераспределятся. К примеру, после отзыва лицензии Мастер-банка ставки «на обнале» поднялись буквально на неделю, после чего этот бизнес быстренько перераспределился в другие учреждения и снова восстановил свои объемы.

— Недавно глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила об усилении борьбы с отмыванием средств через микрофинансовые организации. Не могли бы вы оценить масштаб вовлечения МФО в эти схемы?

— На самом деле трудно сказать, насколько велика проблема вовлечения небанковского сектора в эти схемы. Этот сегмент рынка только появляется и только завоевывает свои позиции.

При этом сам факт падения отдельных МФО от деятельности ЦБ не окажет на весь сектор такого влияния, как это происходит в банковской отрасли.

— Чем опасен такой избирательный контроль, который осуществляется в банковской сфере, и почему он не так опасен был бы в МФО?

— Банки друг с другом связаны межбанковским кредитованием, в них находятся значительные денежные средства. И возникновение нервозности на рынке в связи с отзывом лицензии у одного или нескольких банков моментально сказывается на всем банковском секторе. А МФО между собой не так связаны и не получили еще такого большого распространения.

В то же время МФО в случае перенесения на них требований, предъявляемых ЦБ к коммерческим банкам, должны будут понести и соответствующие дополнительные издержки.

Они тогда будут должны создавать соответствующие «службы комплаенса» (служба, которая оценивает соответствие проводимых операций определенным регулятивным правилам. — «Газета.Ru»), форматировать дополнительную отчетность, что связано в том числе с большими расходами на программное обеспечение.

Мегарегулятор создавался для того, чтобы все финансовые организации существовали в равных условиях. И мы сейчас будем пожинать плоды этого, хорошо это или плохо.

Новости и материалы
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Все новости