Как рассказала «Газете.Ru» член Национального финансового совета (НФС) и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, на прошедшем в середине декабря заседании НФС, где выбирали нового аудитора для отчетности Центробанка за 2013 год, было принято решение отдать предпочтение консорциуму равноправных участников. «Это была принципиальная позиция членов Национального финансового совета — чтобы два аудитора подписывали отчетность ЦБ. Раньше в заключении акцептовывался только подрядчик, а субподрядчик не подписывал заключение. То есть официальное заключение по Банку России подписывал только один аудитор — «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (PwC). А теперь две компании — PwC и ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) — будут ставить свои подписи», — объяснила Бурыкина. Таким образом, по ее словам, теперь речь будет идти о консорциуме равноправных партнеров.
При этом новации в подходе при выборе подрядчиков Бурыкина объяснила желанием поддержать именно российскую компанию.
«На национальные аудиторские компании не оказывают влияние международные практики. У них нет таких принципов управления, как в западных фирмах. ФБК полностью самостоятельна при принятии решений. Голосуя за консорциум в этот раз, я делала это потому, что там присутствовала российская компания.
Плюсы этого консорциума заключаются в том, что эти две компании — профессиональны. Во-вторых, хорошо, что именно российская компания будет участвовать в аудите Центробанка», — говорит Наталья Бурыкина.
В последнее время это не первая инициатива законодателей, направленная на поддержку национальных аудиторов. Так, в середине ноября депутаты от ЛДПР внесли на рассмотрение палаты законопроект, который запрещает иностранным компаниям проводить обязательный аудит финансовой отчетности госкорпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, доля государства в которых составляет не менее четверти. При этом причину разработки такого проекта они объясняли желанием властей обеспечить сохранность информации о деятельности госкомпаний.
Впрочем, эксперты говорили, что эти инициативы объяснялись скорее желанием российских властей добиться перераспределения прибылей в аудиторском бизнесе, чем необходимостью защиты информации. Так, как говорилось в пояснительной записке к законопроекту по защите интересов российских аудиторов,
на «большую четверку» аудиторских компаний — PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst&Young и Deloitte&Touche — приходится 42,6% совокупных доходов от проведения аудита в России.
При этом темпы роста доходов иностранных аудиторов гораздо выше российских. Так, по данным Минфина, доля доходов компаний «большой четверки» от проведения аудита выросла в этом году на 22,4%, а в 46 крупнейших российских аудиторских организаций — только на 4,5%.
Представители PwC оперативно на запрос «Газеты.Ru» в связи с перераспределением полномочий ответить не смогли.
«В российской практике, как и в общемировой, также существуют примеры, когда присутствовали два аудитора. Однако раньше они делили между собой полномочия таким образом, что российский аудитор подтверждал российскую отчетность, составленную по РСБУ, а транснациональный аудитор подтверждал отчетность, которая была составлена по МСФО. Иногда, конечно, конфигурация менялась, и мы, например, могли подтвердить отчетность и по МСФО, но, как правило, существовало разделение полномочий. В большинстве случаев, когда приходил иностранный инвестор, нужно было приглашать именно транснационального аудитора, который, считалось, задавал некий стандарт качества», — рассказывает вице-президент ФБК Алексей Терехов.
Однако принятое решение создает условия для изменения сложившейся практики.
Так, Терехов называет уникальной нынешнюю ситуацию, когда на аудиторском заключении отчетности ЦБ поставят свою подпись два аудитора. По сути, то, что сейчас произошло, — это признание, что российская аудиторская организация работает на таком же высоком уровне, как и транснациональные компании, добавляет он.
«Это очень важный результат работы российских аудиторских компаний в целом. В данном случае как заказчик в лице ЦБ, так и НФС и аудиторы признают, что российский аудитор может и должен быть представлен в отношениях с международными институтами», — поясняет Терехов, добавляя, что это признание может открыть новые возможности для развития российских аудиторских компаний.
По мнению же депутата Госдумы Анатолия Аксакова, российские аудиторы сейчас не нуждаются в особенной поддержке. Однако им необходимо предоставлять равный доступ к аудированию крупных компаний и госкорпораций, добавляет он.
Глава аудиторской компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян, в свою очередь, считает, что о поддержке отечественных аудиторов как об очевидном тренде на рынке пока говорить рано.
«Большая четверка» — это мировые лидеры, и с ними пока объективно сложно конкурировать не только российским компаниям, но и западным.
Однако это возможно. Не все крупные российские компании аудируют зарубежные компании», — говорит Микаелян.