Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Россияне полюбили летать

Пассажирские авиаперевозки в России растут быстрее мировых

Пассажирские авиаперевозки в России растут, а грузовые стагнируют — это обусловлено в том числе конкуренцией со стороны пассажирского авиапарка, который также занят перевозкой грузов.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) повысила прогнозы по чистой прибыли коммерческих авиаперевозчиков. Если в сентябре ассоциация оценивала доход после налогообложения компаний для 2013 года в $11,7 млрд, а для 2014 года в $16,4 млрд, то теперь прогнозируется $12,9 и $19,7 млрд соответственно. Таким образом, по новому прогнозу IATA, в следующем году прибыль авиакомпаний вырастет на 52,7%.

Основными причинами такого роста называются снижение цен на авиационное топливо, изменения в структуре самих перевозчиков, повышение их эффективности. Консолидация, происходящая в отрасли, способствует снижению расходов компаний, на увеличение выручки также влияет рост неавиационных доходов.

Положительное влияние также оказывают глобальные макроэкономические факторы: особенно восстановление экономики США.

Здесь в 2014 году ожидается годовой рост прибыли у перевозчиков на 43,1%, до $8,3 млрд, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 28,1%, до $4,1 млрд. Несмотря на слабый внутренний рынок, европейские компании (к которым IATA относит и российских перевозчиков) смогут сильнее всего улучшить свои финансовые показатели: в 2014 году чистая прибыль у них вырастет с $1,7 млрд до $3,2 млрд, то есть почти вдвое.

На увеличении доходов сказывается и рост пассажирских перевозок. Так, если в 2012 году было перевезено 2,98 млрд пассажиров, то в 2013 году этот показатель впервые в истории перевалит за 3 млрд и составит 3,13 млрд, а в 2014 году — уже 3,31 млрд. Процент занятости пассажирских кресел также увеличивается: в 2012 году он составлял 79,2%, в 2013 году ожидается на уровне 80,3%, а в 2014 году достигнет 81,3%. Выручка от перевозок пассажиров в 2012 году составил $538 млрд или 79,2% от общей выручки авиакомпаний. На фоне улучшения финансовых показателей в пассажирском сегменте в грузовых перевозках наблюдаются кризисные явления, отмечает ассоциация. Рынок при этом продолжит стагнировать: в 2012 году авиакомпании перевезли 51,1 млн грузов, в 2013 доставят 51,6 млн, в 2014 году — 52,5 млн тонн. Доход от перевозки грузов составила $62 млрд — около 10% всех доходов авиакомпаний.

В области пассажирских перевозок в России ситуация даже лучше, чем общемировая.

Согласно данным Росавиации, за 11 месяцев 2013 года российские авиакомпании перевезли 78,4 млн пассажиров. Это на 14,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Процент занятости пассажирских кресел составил 80,1%. «Российская гражданская авиация растет темпами, превышающими мировые, и мы рассчитываем, что данная тенденция сохранится», — рассказал «Газете.Ru» первый заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров. «Совокупный объем перевозок ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» в 2013 году ожидается на уровне 31,5 млн пассажиров против 27,5 млн годом ранее. Загрузка рейсов прогнозируется на уровне 78,2%», — рассказали «Газете.Ru» в «Аэрофлоте».

«В будущем темпы роста будут более характерными для устоявшегося рынка, но все равно выше мировых», — говорит Столяров. В «Трансаэро» в краткосрочной перспективе ожидают ежегодный рост пассажирских перевозок в пределах 8–12%. «Можно по естественным причинам прогнозировать всплеск пассажирских перевозок в начале следующего года — в период проведения зимней Олимпиады», — соглашается главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Рыночный потенциал требует от ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» высоких темпов роста и значительного увеличения парка воздушных судов», — отмечают в «Аэрофлоте».

Однако грузооборот не только не стагнирует, а даже снижается.

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями с января по ноябрь 2013 года сократились на 1,3%. В ноябре 2013 года по отношению к ноябрю 2012 года они упали на 3,7%. «Темпы экономического роста являются главным драйвером по развитию грузоперевозок. Экономический рост не подлежит точному прогнозированию», — заявляет Пантелеев. «Объем грузоперевозок очень сильно завязан на динамику ВВП. Если пассажирские перевозки не так сильно связаны — они скорее зависят от денежных доходов, валютных курсов и так далее, то грузы в первую очередь зависят от макроэкономической динамики. Плохая макроэкономика – плохая ситуация по грузам», — уточняет независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Замедление темпов экономического роста, происходящее в экономике России, естественным образом будет бить по грузоперевозчикам. «Если говорить об отрасли специализированных грузовых перевозчиков, то здесь кризис жанра в определенном смысле», — рассказывает представитель одного из российских авиационных грузоперевозчиков, пожелавший остаться неизвестным.

«Современные пассажирские самолеты становятся все более вместительными и берут немало груза, составляя нам серьезную конкуренцию», — говорит источник. «Большая часть грузов внутри страны перевозится в багажных отделениях пассажирских судов. Такие перевозчики особых проблем не испытывают. Грузовой бизнес для них третья или четвертая статья дохода.

Есть груз – хорошо, нет грузов – ничего страшного», — соглашается Крамаренко.

«На рынке присутствуют избыточные емкости, то есть предложение провозных емкостей превышает спрос на них. Пассажирским перевозчикам такая ситуация не так угрожает, как нам — их прибыльность не зависит от груза, источник их основного дохода – пассажиры. А вот у нас другого источника нет. Проблема усугубилась падением объемов перевозок в 2013 году на фоне кризиса в Европе, США, России. Теперь объемы, кажется, возвращаются — по крайней мере, есть робкая надежда на это, — но они возвращаются все равно не в том темпе и не в тех количествах, чтобы решить системную болезнь overcapacity. Она останется и будет бить в первую очередь по грузовым перевозчикам», — поделился опасениями источник.

Поэтому компании-перевозчики будут уходить с международного рынка: «Просто банкротиться из-за очень жестких условий и малой (если вообще какой-либо) рентабельности». «Останутся наиболее крупные, опытные, конкурентоспособные игроки», — добавляет источник.

Новости и материалы
Марочко заявил о проблема с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
В Раде рассказали, как Зеленский превратил солдат ВСУ в рабов
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в юани
Врач объяснила, когда начинать беспокоиться, если ребенок часто болеет
Россияне стали вдвое чаще жаловаться на блокировку счета из-за включения в базу ЦБ
В Британии недовольны огромными расходами на коронацию Карла III
ВСУ перебросили в курское приграничье элитный спецбатальон БПЛА «Птицы Мадьяра»
Над Брянской областью сбили беспилотники самолетного типа
На окраине Калуги уничтожили шесть украинских беспилотников
Россиянам пообещали, что шампанское к Новому году не подорожает
В правительстве Японии прокомментировали санкции США против Газпромбанка
Часть российского региона осталась без электроснабжения
Пожилой житель Таиланда сумел отбиться от крупного медведя
В Белом доме раскрыли, куда уехала Харрис после поражения на выборах
Британский полицейский не смог найти любовницу, несмотря на служебное положение
Россиянам рассказали, в каком случае сейчас выгодно покупать квартиру
Россиянам рассказали о важных деталях, на которые нужно обратить внимание при выборе отеля
В Кремле заявили, что российским войскам предстоит выйти на границы ДНР
Все новости