Госструктуры со следующего года получат право закупать нефтепродукты в ходе биржевых торгов. Об этом сообщил на этой неделе глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников.
В настоящее время для госструктур, таких как Минобороны, РЖД, ФГУПы и т.д., законодательно не предусмотрено право закупать горюче-смазочные материалы на биржах. Сделки проходят в рамках тендеров. Однако, по словам Рыбникова, в закон №94 о госзакупках власти намерены внести изменения и соответствующее поручение правительства уже существует.
«Это добавит клиентов вертикально интегрированным нефтяным компаниям и брокерам, — отметил Рыбников. — А госструктурам это будет удобно, так как никому ничего не придется объяснять».
Один из участников биржевых торгов пояснил «Газете.Ru», что цена биржевых сделок из-за прозрачности ценообразования не контролируется надзорными органами. «С одной стороны, сделки более прозрачны, а с другой стороны, они анонимны (покупатель и продавец не знают, с кем имеют дело, до момента непосредственного заключения контракта), что значительно снижает вероятность использования коррупционных схем», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов отмечает, что при проведении топливных тендеров у надзорных органов зачастую возникают подозрения в сговоре, когда закупки проводятся по ценам, превышающим рыночные, а лицо, принимающее решение со стороны покупателя, получает за это определенную сумму.
Однако госструктуры на прозрачные торги не торопятся. В компаниях уверяют, что в рамках тендеров нефтепродукты достаются им дешевле.
«В части ценообразования по нефтепродуктам мы осуществляем анализ уровня экспортного паритета, конъюнктуры российского рынка, геополитических факторов, при этом оптимизация поставок по алгоритму «Транспортная задача» позволяет минимизировать агрегированные затраты и приобретать топливо по ценам ниже рыночных, — поясняет представитель РЖД. —
В нашем случае главное — цена, а не механизм. В настоящий момент механизм прямых закупок позволяет закупать ниже рынка. Поэтому его и используют».
«Аэрофлот», который не является в полном смысле слова госструктурой, но контролируется государством, уже давно проводит сделки через биржу.
«Мы осуществляем закупку авиатоплива на бирже начиная с 2008 года, — сообщили в «Аэрофлоте». — Объем поставок доходит до 150 тыс. тонн в год». Но, по словам собеседника «Газеты.Ru», на сегодняшний день закупать топливо на бирже в 100-процентном объеме не совсем удобно из-за отсутствия действующего биржевого механизма покупки авиатоплива вперед (фьючерсные и форвардные сделки) со сроками исполнения два, три месяца, полгода, год. При таких закупках можно определять графики бесперебойной поставки авиатоплива от поставщиков в разрезе квартал-полугодие-год.
По оценке экспертов ИАЦ «Кортес», для правительства и контролирующих госорганов новая инициатива облегчит деятельность именно в силу того, что формирование закупочных цен, объемы сделок и их периодичность будут носить более прозрачный характер. Биржа сможет предоставлять оперативную информацию о торгах и контрагентах. Для бирж это также будет позитивом, так как из-за увеличения количества контрагентов будут расти комиссии и прибыль бирж.
А вот для госструктур новая система несет как положительные, так и отрицательные моменты. «Если ранее крупные потребители топлива заключали один контракт на поставку топлива, который исполнялся в течение года, то теперь им придется дробить свои покупки на основе прогнозируемого объема потребления за определенный период и выставлять запрос на биржу», — пояснили «Газете.Ru» в «Кортесе». Это связано с тем, что нефтяные компании обязаны продавать на бирже определенный объем (на сегодняшний день — 10%, но планируется увеличение до 15–20%) нефтепродуктов и, таким образом, крупный запрос не сможет быть обеспечен единовременно одним производителем. Также из этого вытекает возможный рост накладных расходов потребителей, связанный с ростом числа контрактов, поставок и контрагентов.
Что касается производителей, они также могут столкнуться с определенными трудностями. По словам экспертов «Кортеса», увеличение числа покупателей из числа госструктур может усилить контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы.
«Вопрос выхода на биржу госпотребителей (в первую очередь силовых структур) осложняется тем, что их потребности зачастую являются государственной тайной, как, например, в случае с Минобороны, — обращают внимание в одной из ведущих российских нефтяных компаний. — Кроме того, несмотря на то, что биржевые цены считаются рыночными, чаще всего моторное топливо начинает дорожать именно на бирже, что также может осложнить процедуру закупки нефтепродуктов госструктурами».