Суть энергокорректировок заключается в том, что Европа рассчитывает справедливую, по ее мнению, цену на российские товары, исходя из стоимости европейских энергоресурсов. В России они дешевле, следовательно, ниже и цена товаров. ЕС это расценивает как демпинг и увеличивает ввозные пошлины. Так, в частности, было с российскими удобрениями. «Нужно учиться отстаивать права национального бизнеса, активно использовать механизмы
Об этом сообщил в среду глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев. » Посмотрим, как будут развиваться события. Мы готовы к тому, чтобы произвести нотификацию и формально заявить наши требования по Третьему энергопакету, по энергокорректировкам», — заявил министр. Подробности Улюкаев не раскрыл. Представитель МЭР в среду был недоступен для комментариев.
Третий энергопакет должен способствовать либерализации рынков газа и электроэнергии. В частности, он запрещает одной и той же компании одновременно являться поставщиком и владеть распределительными сетями и газопроводами. Страны — участницы Евросоюза должны были ввести положения ТЭП на своей территории еще в 2011 году, однако до сих пор это сделали далеко не все.
Российские власти неоднократно выступали против введения Третьего энергопакета, заявляя, что он «вреден для России» и «направлен против нее». Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что методы реализации положений ТЭП противоречат нормам ВТО. В августе уходящего года глава российского МИДа Сергей Лавров в статье, опубликованной в Journal of Common Market Studies Annual Review, подчеркнул, что применение положений ТЭП нарушает статью 34 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которая касается поощрения и взаимной защиты капиталовложений. Лавров указал, что Третий энергопакет уже привел к накоплению проблем в сотрудничестве: инвестиционная привлекательность конкретных стран ЕС для российского бизнеса ухудшается, возрастают системные риски, а в отдельных случаях, по словам министра, Россия столкнулась с фактической экспроприацией активов своих компаний.
Lietuvos Dujos занимается поставками российского газа в Литву и его транспортировкой. «Газпрому» в ней принадлежит 37,1%. Литовские власти на протяжении нескольких лет заявляли о своем намерении разделить компанию по видам бизнеса (поставка и транспортировка газа). «Газпром» выступал против, считая это нарушением акционерного соглашения.
Вильнюс в ответ заявлял, что «Газпром» из политических соображений не предоставляет ему скидки, как это было сделано для Латвии и Эстонии. В 2011 году эти страны получили дискаунт в 15%, сейчас его размер составляет примерно 20%. «Газпром» предложил скидку на газ в обмен на отсрочку введения положения Третьего энергопакета. Однако в начале августа 2013 года начала работу литовская компания Amber Grid — независимый оператор транспортировки газа по магистральным сетям. Эта компания выделена из Lietuvos Dujos в соответствии с требованиями ТЭП. Причем ранее заявлялось, что Литва выкупит газотранспортные активы Lietuvos Dujos, однако до сих пор этот вопрос окончательно не решен. Последний раз стороны обсуждали вопросы сотрудничества в октябре, однако никакого соглашения не достигли. В среду РИА «Новости» сообщает, что «Газпром» направил правительству Литвы письмо с предложением о продолжении переговоров и поисках «наиболее приемлемых для обеих сторон решений».
В данном случае речь идет о литовской компании Lietuvos Dujos, в которой российскому «Газпрому» принадлежит 37,1%. Однако ТЭП затрагивает и другие проекты «Газпрома» — газопроводы «Северный поток», «Южный поток» и OPAL. «Газпром» неоднократно пытался добиться вывода из-под действия норм Третьего энергопакета «Южного потока», на данный момент ведутся аналогичные переговоры по поводу OPAL, но пока российская монополия ничего не добилась.
«Основные европейские партнеры «Газпрома» избавляются или уже избавились (например, итальянская Eni и германская E.On) от газотранспортных активов, — напоминает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин . — Не думаю, что ЕС сделает исключение для российской компании».
Советник юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев говорит, что принципиально нормы Третьего энергопакета ЕС могут быть оспорены в рамках ВТО как дискриминирующие российских игроков, которым запрещают доступ к газотранспортным активам лишь на основании того, что у них есть активы газодобывающие. «ВТО — не европейская организация, а международная, — напоминает Патракеев. — ЕС здесь выступает лишь как один из ее участников». Однако оценить перспективы судебного разбирательства, по словам юриста, сложно, так как нет прецедента — ранее энергетические пакеты ЕС в рамках ВТО не оспаривались.
А вот гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что, делая заявления об исках, Россия вряд ли вообще преследует практические цели. «Победить Европу на ее территории малореально, — говорит политолог. — Цели Москвы здесь в большей степени публично-политические, российские власти показывают, что выступают против ограничений, применяемых к российским компаниям, с одной стороны, и одновременного протекционизма по отношению к европейским производителям — с другой».
Интересно, что по поводу Третьего энергопакета недавно высказалась и Украина. Еще до саммита в Вильнюсе, в ходе которого сорвалось подписание соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, украинский президент Виктор Янукович заявлял, что Украина может выйти из Третьего энергопакета. При этом апеллировал Янукович к тому, что Европа поддерживает российский «Южный поток». А введение в строй этой трубы, которую сейчас прокладывают в обход Украины, снизит транзит российского газа через территорию этой страны практически до нуля (совокупная мощность газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» , призванных избавить Россию от транзита через Украину, составляет 117 млрд кубометров. Мощность украинской газотранспортной системы — 120 млрд кубометров. — «Газета.Ru»).