В понедельник в Горках Дмитрий Медведев проведет совещание с членами правительства по поводу исполнения майских указов президента. Указы, касающиеся долгосрочного социально-экономического развития России, Владимир Путин подписал 7 мая 2012 года, в день своей инаугурации.
В них прописаны предвыборные обещания Путина.
Речь, в частности, идет об увеличении производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, до уровня 2011 года, создании и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличении размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза, повышении к 2018 году средней заработной платы врачей, учителей и научных сотрудников вузов до 200% от средней зарплаты по региону.
Кроме того, было поручено повысить позиции России в рейтинге Doing Business со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018-м. По данным последнего рейтинга Doing Business, обнародованного в октябре, Россия поднялась до 92-й строчки, в прошлом году она находилась на 112-й.
Исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн руб. (531 млрд руб. в 2014 году, 726 млрд — в 2015-м и 849 млрд — в 2016-м). 30 сентября министр финансов Антон Силуанов на совещании у Путина по вопросам подготовки бюджета подтвердил, что средства на реализацию указов в бюджете учтены в полном объеме.
Однако наличие средств в бюджете не гарантирует полного и в срок выполнения поручений. Темпы роста экономики существенно замедлились, указывает бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Согласно скорректированному в ноябре варианту социально-экономического прогноза развития России до 2030 года экономика будет расти в среднем на 2,5% ВВП в год до 2030 года. Это консервативный вариант прогноза, который Минэкономразвития считает базовым. Ведомство ухудшило прогноз в ноябре. Теперь рост на 5–5,3% предполагается только при форсированном варианте развития экономики.
Ухудшение прогноза до 2030 года может затянуть достижение целей, поставленных в указах президента, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев 7 ноября.
Сейчас одной из ключевых проблем является повышение заработных плат работникам бюджетной сферы, сказал «Газете.Ru» источник в социальном блоке правительства.
По итогам первого полугодия, по данным Росстата, средняя заработная плата бюджетников возросла на 12,9%, сообщал в сентябре Минтруда. Больше всего заработная плата увеличилась у преподавателей вузов — на 22%, до 37,5 тыс. руб. У социальных работников зарплата растет медленнее других работников бюджетной сферы — на 7,7%, до 13,2 тыс. руб. По данным Росстата, за первые девять месяцев 2013 года зарплаты бюджетников возросли в среднем на 10%.
Из-за ухудшения экономической ситуации в регионах сокращаются поступления от налога на прибыль и НДФЛ. И это существенно усложняет их возможности по повышению заработных плат бюджетникам.
«Ухудшение ситуации в регионах приводит к тому, что могут появиться проблемы со своевременным выполнением целей, которые требуют финансирования. В их числе — рост зарплат. В итоге в регионах могут возникнуть перекосы в структуре расходов в сторону социальных», — говорит «Газете.Ru» глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», в 2013 году для выполнения указов президента регионам дополнительно потребуется около 0,9–1% ВВП сверх запланированного объема помощи из федерального бюджета в 2,3% ВВП. Ухудшение ситуации в экономике и рост социальных обязательств уже привели к тому, что регионы стали активнее занимать на внутреннем долговом рынке. На рынок облигаций в текущем году вышла Мордовия — после 16 лет перерыва, Новосибирская область — после шести лет перерыва. На рынок в том числе выходят регионы с низким кредитным качеством. В целом в 2013 году объем региональных займов может превысить прошлогодние показатели в 1,5 раза и составить более 180 млрд руб., подсчитывали ранее для «Газеты.Ru» эксперты.
«Я считаю, что указы выполнимы, но, судя по действиям президента и правительства, власть не собирается их выполнять, — написал Гуриев в комментарии для «Газеты.Ru». — То, что текущая экономическая ситуация намного хуже ожиданий, — не следствие каких-то внешних факторов, а результат действий властей, которые привели к ухудшению инвестиционного климата, и невыполнения обещанных в данных указах мер по улучшению инвестиционного климата.
Я очень рад, что власти честно говорят о том, что стагнация связана не с мифическими внешними факторами, а с внутренними проблемами».
В Минэкономразвития признают, что при текущих темпах роста России вряд ли удастся достичь в срок и показателей роста производительности труда, что также прописано в майских указах президента.
В октябре в возможности реализации указов в текущих условиях усомнились и аудиторы Счетной палаты.
Экономические параметры, заложенные в проекте бюджета на 2014–2016 годы, недостаточны для выполнения задач, поставленных в майских указах президента. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета. Аудиторы СП видят риски, в частности, в том, что инвестиционный и потребительский спрос окажется недостаточным для достижения прогнозируемых темпов экономического роста. Причины — в возможном более существенном сокращении инвестпрограмм российских компаний инфраструктурного сектора и невысоких темпах роста реальных располагаемых доходов населения и потребкредитования.
В сентябре 2012 года главы Министерства регионального развития, Министерства труда и Министерства образования уже получили выговор за неисполнение майских поручений.