В среду Владимир Путин открыл серию совещаний с военными о ходе исполнения гособоронзаказа. «Как заказчик формулирует свой заказ, насколько он стабилен, этот заказ, как идет финансирование, насколько ритмично, как осуществляется административное сопровождение?» — спросил Путин, открывая совещание. Он сообщил, что хочет услышать от военных, в частности, от руководства Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), как промышленность справляется с поставленными задачами по модернизации армии, по оснащению ее современным вооружением, что необходимо «сделать на перспективу, заглянуть, так сказать, за горизонт». Уже 50 лет РВСН составляют основу обороноспособности страны и гарантируют суверенитет, отметил президент.
В конце октября Путин провел внезапную проверку РВСН. С полигонов, расположенных в разных районах России, было осуществлено два пуска межконтинентальных баллистических ракет. В установленное время они успешно поразили условные цели на Камчатке. «Отмечу, что эти ракеты уже находились на боевом дежурстве более 20 лет, и эта проверка показала, что их ресурс является абсолютно надежным», — подвел итог Путин, добавив, что комплексы РВСН должны иметь возможность преодолевать любую систему противоракетной обороны. В 2014 году РВСН получат дополнительно 22 баллистические ракеты.
При этом РВСН нуждаются в модернизации. Необходимые средства в бюджет заложены. Впрочем, Путин не исключил изменений в графике финансирования гособоронзаказа. «Может быть, что-то поправить, а может быть, что-то сдвинуть по срокам влево или вправо по графику», — предложил глава государства.
Госпрограмма вооружений на 2011–2020 годы предусматривает выделение 20 трлн руб. Ранее в правительстве обсуждалась идея сдвинуть график закупки вооружений и военной техники на три года. И урезать расходы на ВПК на следующий год на 5%, как предлагал министр финансов Антон Силуанов. По расчетам Минфина, в 2014 году доходы бюджета будут меньше, чем ожидалось, на 628,6 млрд руб., и без бюджетного маневра не обойтись. Частичный перенос расходов по госпрограмме вооружений с 2014–2016 годов на последующие три года позволит сэкономить 253 млрд руб. бюджетных средств.
Корректировка госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года, возможна, но процесс перевооружения необратим, пояснил по итогам совещания у Путина пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом он не связывает запланированные совещания и необходимость перевооружения РВСН с возросшими внешнеполитическими рисками. «Никоим образом», — сказал Песков. Внезапные проверки боеготовности и проведение учений в разных родах войск, участившиеся в последнее время, тоже не из этой серии, добавил Песков.
Госпрограмма вооружений реализуется с большим трудом, отмечают эксперты.
«Не случайно Путин интересуется тем, как Минобороны формулирует госзаказ, насколько он стабилен, как идет финансирование? Проблемы есть», — говорит Александр Храмчихин, заместитель директора Института военного и политического анализа. Например, стабильность госзаказа безусловно выгодна предприятиям ВПК, но политическое руководство должно определить, сколько ракет, пушек и боеприпасов необходимо для поддержания обороноспособности страны. «Оборона съедает половину госрасходов, и очень важно не ошибиться с расчетами, не допустить лишних расходов, учитывая, что живем-то мы сейчас в мирное время», — говорит Храмчихин.
Предложение Путина обсудить возможность изменения графика финансирования косвенно свидетельствует о наличии большого клубка проблем в оборонной отрасли. «ВПК не привык работать в рыночных условиях, часто заводы просто не в состоянии придерживаться графика исполнения гособоронзаказа. Для этого у них нет кадров, зато есть коррупция и желание совершить очередной набег на казну», — говорит глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Эксперты единодушны во мнении, что урезать госпрограмму вооружений Кремль не планирует. «На оборону выделено максимум, что может дать государство в нынешних экономических условиях, но это минимум от реальных потребностей военных», — говорит Пухов. При этом необходимо исправить очевидный перекос, имеющийся в госпрограмме. «Акцент необходимо сделать на финансировании строительства новых заводов, модернизации устаревшего оборудования, на закупке новых технологий, тогда у российской армии появятся перспективы для обновления», — говорит Храмчихин.
Минобороны тем временем готовится восполнить возможный дефицит финансирования доступными средствами. В начале 2014 года Минобороны создаст два ведомства для организации ведения лесного хозяйства и получения от него прибыли, сообщил в среду руководитель департамента имущественных отношений российского военного ведомства Дмитрий Куракин. Глава департамента пояснил, что у Минобороны имеется огромное лесное хозяйство площадью 4,75 млн гектаров леса. «Мы хотим иметь возможность вовлекать лесные ресурсы в разумный оборот. В этом идея создания «Оборонлеса». Есть идея разделения функций на функцию условно с возможностью получения дохода и на строго публичную функцию, связанную с охраной», — сказал чиновник.