«Газпром» рассчитывает на резкий рост спроса на газ в Европе в ближайшие 12 лет. По оценкам монополии, к 2025 году потребности Европы в дополнительном импортном газе вырастут на 145 млрд кубометров, а к 2035 году — до 185 млрд кубов. Об этом заявил в интервью корпоративному журналу компании глава «Газпром экспорта» Александр Медведев.
По его словам, это данные консенсус-прогноза, подготовленного экспертами «Газпром экспорта» на основании обобщения наиболее авторитетных в мире аналитических центров. Согласно этому прогнозу, разрыв между спросом на газ в Европе и ее собственной добычей будет только расти. Отчасти падение традиционной добычи будет компенсировано разработкой запасов сланцевого газа.
«Но романтики, которые увлекаются этой ставшей модной темой, никогда не упоминают один ключевой элемент — себестоимость его добычи, — заявил Медведев. — Она высока, причем в Европе она будет выше, чем у традиционного газа и даже чем стоимость добычи нетрадиционного газа в США».
Медведев признал, что отдельные сланцевые проекты могут оказаться рентабельными, в частности речь идет о тех районах, где добыча будет совмещена с потреблением. Но радикально, по словам Медведева, сланцевый газ общую газовую картину в Европе не изменит.
В связи с этим глава «Газпром экспорта» назвал перспективы российского газа на европейском рынке «вполне оптимистичными». «Континентальные производители эту нишу не заполнят. Сжиженный природный газ (СПГ) в ближайшие годы будет отвлечен премиальным рынком Азии. Сланцевый газ из США не станет ощутимо дешевле. Каспийский регион сможет удовлетворить лишь небольшую часть этого дополнительного спроса. Поэтому место на рынке для нас есть», — сказал Медведев.
«Газпром» в текущем году намерен поставить в Европу 160 млрд кубометров газа. Если спрос вырастет, российская монополия без особых усилий сможет значительно нарастить объемы. «Резервы добычи «Газпрома» превышают 100 млрд кубометров в год, — комментирует аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. — Но для этого нужна гарантия сбыта, причем по долгосрочным контрактам, где будет применяться формула цены с привязкой к нефти».
Однако как раз гарантия сбыта вызывает сомнения. Даже если не учитывать, что Европа старается максимально диверсифицировать поставки газа, стараясь при этом по возможности не увеличивать закупки из России, спрос может просто оказаться ниже прогнозов «Газпрома».
Глава East European Gas Analyses Михаил Корчемкин говорит, что, по прогнозам Международного энергетического агентства, импорт газа Европой действительно может вырасти на 145 млрд кубов, но произойдет это не в 2025, а в 2035 году. При этом, по словам Корчемкина,значительную часть потребностей сможет покрыть Азербайджан. Уже к 2025 году газовый экспортный потенциал этой страны составит по меньшей мере 40–45 млрд кубометров. Об этом ранее заявлял глава азербайджанской нефтегазовой госкомпании SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
«Кроме того, на европейском рынке появится газ шельфовых месторождений Средиземного моря и СПГ из Америки и Африки, — рассказывает Корчемкин. — А если в игру вступит Иран, то «Газпрому» придется сократить европейский экспорт».
А вот по словам Александра Медведева, с азербайджанского проекта «Шах-Дениз-2» в Турцию и далее в Южную Италию будет поступать до 16 млрд кубометров в год. » Много это или мало для европейского региона, потребление которого в прошлом году составило 547 млрд кубометров и будет расти? Судите сами», — сказал топ-менеджер.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что спрос на газ, в том числе на российский, в Европе будет зависеть от нескольких факторов. «Неизменен пока один — падение европейской добычи, — рассказывает эксперт. — В течение нескольких последних лет она стабильно падает примерно на 10 млрд кубов в год, на сегодняшний день уровень собственной добычи в Европе составляет около 160 млрд кубометров».
Но также важнейшую роль играет такой фактор, как рецессия. Европейская экономика в упадке, что привело к снижению потребления газа. По словам Гривача, за последние два-три года оно снизилось примерно на 60 млрд кубов.
Кроме того, сейчас в Европе газ как энергоноситель откровенно дискриминируется. Это связано с поступлением из США дешевого угля. В Штатах в результате «сланцевой революции» появилось большое количество дешевого газа, и американская угольная генерация была переведена на это более экологичное топливо. А дешевый уголь пошел в Европу.
«От того, вернется ли Евросоюз к менее вредному с экологической точки зрения газу, и от того, начнет ли восстанавливаться европейская экономика, по большей части и зависит рост спроса в ближайшие годы», — говорит Гривач.