«Я бы полагал, что нужно деполитизировать эту тему и согласиться с предложением президента (Украины Виктора) Януковича и в трехстороннем формате как следует и обстоятельно на эти все темы поговорить, — заявил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Италии Энрико Леттой. — Я бы попросил наших друзей в Брюсселе воздержаться от резких выражений».
Во вторник в Сочи прошла встреча в таком бизнес-формате: вице-премьер Дмитрий Рогозин и вице-премьер Украины Юрий Бойко. В состав украинской делегации вошли представители Министерства промышленности, а также руководство космического и авиационного агентств. Получить оперативный комментарий в аппарате Рогозина по поводу того, о чем шла речь на встрече, не удалось, однако есть основания полагать, что наверняка затрагивался вопрос об участии Украины в выполнении российского гособоронзаказа. Это стало возможным после того, как на прошлой неделе Киев приостановил подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое предусматривало, в частности, создание зоны свободной торговли Украины с ЕС.
По словам члена общественного совета при Минобороны Игоря Коротченко, сейчас почти весь наш гособоронзаказ размещается на территории России. Лишь небольшая часть контрактов заключена с зарубежными предприятиями. Так, участие Украины в нашем оборонзаказе, по экспертным оценкам, составляет сейчас не более 1–2%. «Российский оборонно-промышленный комплекс стремится к самодостаточности, но мы еще не ушли от полной зависимости в отношениях с Украиной. Нельзя сказать, что мы критически зависим от проектов, которые реализуются на Украине, однако они важны для обеих стран», — говорит Коротченко.
В рамках партнерских отношений двух стран реализуется проект по модернизации самолетов Ан-124: Украина поставляет для них двигатели. Также украинские двигатели поставляются для части российских вертолетов и самолетов Як-130. Их производство и испытания проходят на запорожском заводе акционерного общества «Мотор Сич». Кроме того, в рамках кооперации двух стран осуществляются поставки в Россию запасных частей для межконтинентальных баллистических ракет советского периода. В свое время они были разработаны на Украине, и сейчас поддерживается партнерство по поставке запасных частей в рамках гарантийно-постсервисного надзора, рассказывает Коротченко.
Подписание Украиной ассоциированного членства с ЕС приведет к тому, что будет полностью потерян военно-промышленный потенциал страны. Оно повлечет за собой сворачивание научно-технического взаимодействия в авиастроении, ракетно-космической технике, судостроении,
говорится в заключении о последствиях подписания соглашения для Украины с ЕС, подготовленном советником президента России Сергеем Глазьевым. Разрыв кооперации в области высокотехнологичных и оборонных производств может привести к суммарному сокращению украинского экспорта на сумму $2 млрд, говорится в записке.
Разрыв экономических связей невыгоден и России, однако Игорь Коротченко убежден, что, если будет подписано соглашение Украины с ЕС, мы не будем поддерживать на плаву украинскую промышленность за наш счет. «Если же страна вступит в Таможенный союз, то Украине дадут зеленый свет по целому ряду направлений по сотрудничеству с Россией», — говорит он. Среди них будет как продолжение сотрудничества по нынешним проектам, так и заключение новых, считает эксперт. В частности, появятся перспективы по расширению кооперации по авиационным проектам, в частности по совместной организации двумя странами производства военно-транспортного самолета Ан-70. «Будет жив или нет этот проект, будет зависеть от членства Украины в ЕС», — говорит Коротченко.
По словам председателя правления украинской ассоциации «Поставщики Таможенного союза» Олега Ногинского, для России было бы выгодно партнерство с Украиной по авиастроению, ракетно-космической тематике, строительству корпусов и двигателей для кораблей. Например, в области судостроения мог бы быть задействован украинский завод в Николаеве, который сейчас не загружен заказами, полагает он.
Выиграла бы от такого расширенного партнерства и Россия. Глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов уверен, что в случае размещения российского оборонного заказа на Украине затраты нашей страны существенно снизятся.
«На Украине с советских времен остались предприятия с хорошо налаженной работой. При этом стоимость рабочей силы там в разы ниже, чем в России. У нас целый ряд предприятий исповедуют политику, что заказчик должен быть удовлетворен тем, что дают. На Украине люди боятся так работать, украинские предприятия могут выжить, только если будут производить продукцию по меньшей цене и качественнее, чем их российские конкуренты», —
говорит он.
По словам Пухова, перед российским Минобороны поставлена задача закупать продукцию по низким ценам, чтобы это не было разорительно для бюджета, как сейчас в случае с российскими предприятиями. В случае с Украиной так и произойдет, считает он.
В целом, по словам Пухова, теоретически Москва может разместить на Украине до 10% российского гособоронзаказа. По оценке же Олега Ногинского, учитывая, какие мощности на Украине простаивают, эта доля могла бы достичь и 40%. Поскольку размер оборонзаказа РФ составит €500 млрд до 2020 года, украинская экономика могла бы заработать до €200 млрд.
Впрочем, все это произойдет, только если Украина вступит в Таможенный союз. «Все еще открытым остается вопрос, захотят ли они вступать, та группировка, которая привела президента Украины Виктора Януковича к власти, подталкивает Украину к подписанию соглашений с ЕС, а дальше как цель — членство Украины в НАТО», — говорит Коротченко.