То, что у банка проблемы, можно было понять, еще только приближаясь к центральному офису. Часть здания в Руновском переулке была оцеплена, на близлежащих улицах сгрудились машины телекомпаний и огромное количество пустовавших белых инкассаторских машин с логотипом банка.
С утра в офис пришли сотрудники спецподразделений, которые начали выемку документов. При этом топ-менеджмент банка, как сообщили, находился внутри отделения, и никто из здания долгое время не выходил. Один из микроавтобусов ОМОНа перекрыл выезд от банка в сторону Руновского переулка, второй — Овчинниковской набережной. «Все, приехали, дообналичивались», — бросил идущий в сторону от банка к метро «Новокузнецкая» молодой человек.
Большая часть клиентов банка, которых не пускали в само здание, толпились у входа, составляя списки. Как оказалось, записывались они на перевод на обслуживание в центральный офис, надеясь, что это ускорит выплату им компенсаций.
«Сегодня, говорят, женщина в 9 утра пришла в этот офис банка и сняла свой вклад, успела, умная, видимо, была», — говорила одна из стоящих в очереди дам.
«Я вся на нервах, почти в истерике, девушка, встаньте в очередь на запись, не надо тут лезть», — заявила другая. Как оказалось, сумма вклада у нее была выше 700 тыс. рублей, и она очень волновалась, сможет ли ее всю вернуть. «Говорят, что ВТБ может взять под опеку Мастер-банк, тогда вклады можно будет вернуть и свыше 700 тыс., ВТБ их выплатит», — предположила она. Впрочем, откуда взялись эти слухи и почему это будет именно ВТБ, она не пояснила.
«Ну, у меня меньше 700 тыс. рублей, но я все равно волнуюсь. Это же наши кровные деньги, копили, с пенсии откладывали, когда только их теперь выдадут», — вторила ей взволнованная пенсионерка. По ее словам, она положила деньги на вклад летом, поскольку банк предлагал выгодные ставки в рублях --11%, и ждала февраля, чтобы их снять. «Совсем немножко недотянула. Ну кто ж знал, их даже по телевизору рекламировали», — причитала она.
«Наша фирма как юрлицо обслуживалась в банке, ни о чем мы не подозревали, но совсем недавно перевелись на обслуживание в Банк Москвы, как в воду глядели, однако депозит я свой тут оставил, и он выше 700 тыс. рублей, говорят, таких клиентов много, вот АСВ посчитало, что из 47 млрд рублей только 30 млрд рублей средств вкладчиков застраховано, многие доверяли этому банку, все же спокойно было, и слишком проценты были выгодные», — говорил подготовленный молодой человек.
Другой молодой человек включился в дискуссию и заявил, что тоже держал депозит на весьма крупную сумму в банке. «Тут многие собрались, у кого суммы существенно выше 700 тыс. рублей, волнуются. Все равно надеемся, я с утра сюда приехал, как в 10 утра в новостях узнал, что у банка отозвали лицензию, так все дела бросил, какая теперь работа, пока уходить не собираюсь, может, внутрь пустят, что-то объяснят», — вторил он. Другие вкладчики банка вели себя примерно так же, то уходя, то возвращаясь обратно ко входу в отделение, переговариваясь с родственниками по телефону и надеясь на лучшее. Драк и прорывов внутрь отделения не было. В целом все вкладчики сохраняли спокойствие и истерик не устраивали. Только один из клиентов банка, приехавший на дорогой иномарке, выкрикивал угрозы, что вызовет автоматчиков, если ему срочно не отдадут деньги, однако и он быстро успокоился.
У входа в отделение нервно курил мужчина в возрасте — у него на зарплатной карточке лежали неснятые деньги, и он переживал, как дотянет до 4 декабря, когда Агентство по страхованию вкладов начнет выплаты. «Представляю, какие очереди будут в день выплат, а у меня денег наличных нет, как-то надо кушать до этой даты, вот придумали новации с этими зарплатами по карточке, нет бы наличными выдавать», — сетовал он.
В это время у входа в отделение банка появился хорошо одетый, в костюме, мужчина, который объяснял всем вкладчикам, что делать списки бесполезно и что надо будет обратиться в АСВ за возмещением по вкладам, просто прийти в банки-агенты с паспортом и все выдадут в пределах 700 тыс. рублей. Остальные деньги можно получить после того, как будет назначен конкурсный управляющий, все зависит от того, кредиторами какой очереди станете, добавил он.
«А я смогу получить то, что в ячейку положил?» — вопрошал молодой человек. «Сегодня уже, очевидно, нет, попробуйте завтра, может, выдадут, вообще должны», — сказал он и исчез так же внезапно, как и появился, отказавшись назвать свое место работы.
«Вообще, что они себе позволяют, лицензии должны отзывать через суд, а Центробанк почему этим занимается?» — настаивал на своем другой хорошо одетый мужчина.
У расположенного рядом отделения банка на Пятницкой улице также толпились люди, безуспешно пытались снять деньги с неработающих банкоматов. «Out of service», — гласила надпись на банкоматах. Однако не всех толпящихся и надеющихся на лучшее это останавливало. Внутрь отделения никого из клиентов банка не пускали, оттуда изредка выходили и туда же заходили сотрудники, которые не отвечали на вопросы. Даже в три часа продолжали приходить новые клиенты банка к отделению, внимательно списывали с двери информацию, куда обращаться за возмещением. Среди них подавляющая часть была пенсионерами. «Это все евреи довели банк», — предположил один дедушка, тщетно пытаясь понять из объявления, к кому ему обращаться. «Да какие евреи, родственник Путина там засел, и все равно прикрыли банк, что за страна, что за банки, кому верить, если даже Путин не указ», — ответила ему бабушка. Как и у здания в Руновском переулке, здесь также нашлась пара активистов, которые не собирались быстро уходить, узнав всю доступную информацию, видимо, решив ждать до последнего.
Позже стало известно, что это была не самая плохая стратегия. В здание в Руновском переулке позже удалось прорваться инициативной группе вкладчиков, которых заверили, что выписки со своего счета можно будет получить не раньше завтрашнего дня. Но вернуть свои деньги сегодня и им не удалось.