— На российском рынке сейчас расширяет свое присутствие интернет-магазин Amazon. Вы ощущаете на своем бизнесе усиление конкуренции со стороны интернет-магазина? Какие меры принимаете для укрепления своих позиций?
— Наверное, со стороны Amazon пока в меньшей степени. Но другие магазины четко обозначили свою заинтересованность в России. Например, eBay, который открыл свое представительство здесь. Другие западные и восточные интернет-магазины, предлагающие цены в рублях, организующие маркетинговые акции для российских покупателей и обеспечивающие бесплатную доставку. Пока доля зарубежных интернет-покупок оценивается по разному, от $1 млрд до $4 млрд, но очевидно, что она будет увеличиваться. Российские интернет-магазины могут противопоставить свой русскоязычный интерфейс, сервисные возможности, понятные условия возврата, определенные сроки доставки и пр.
— Как сказывается на бизнесе Ozon.ru развитие российского интернет-рынка, в частности выход на этот рынок «Эльдорадо» и «М.Видео»?
— Выход офлайновых игроков на рынок электронной коммерции — это закономерный этап развития. Сначала доли традиционных магазинов будут небольшими, но со временем они увеличатся. Ритейлерам во многом проще на новом рынке, их бренд известен, есть опыт взаимодействия с покупателями, но, с другой стороны, онлайн-бизнес весьма уникален, он работает по другим законам, в отличие от традиционной торговли, и дело не только в особенной логистике, но еще и в клиентском сервисе, который значительно отличается.
— Чистая выручка Ozon.ru по итогам 2012 года увеличилась на 63%, до 7,77 млрд рублей. Насколько увеличилась прибыль компании? Какой вы прогнозируете рост финансовых показателей в 2013 году?
— Данные о прибыли компании традиционно не разглашаются. Мы прогнозируем по итогам 2013 года обязательный рост выше рынка.
— Какую долю Ozon.ru занимает на российском рынке среди интернет-магазинов? Как изменилась эта доля за последние пять лет?
— Данные по долям представить очень сложно, никто таких оценок не дает. Morgan Stanley назвал Ozon абсолютным лидером электронной торговли в России, а Фонд общественного мнения обозначил Ozon.ru самым популярным интернет-магазин в рунете. Мы лидеры по продажам книг онлайн с долей более 60%, по оценке РБК research.
— Во сколько сейчас оценивается бизнес интернет-холдинга Ozon?
— Мы не называем этих оценок.
— Магазин обуви Sapato.ru, который компания приобрела в 2012 году за $50 млн, оказался выгодной покупкой?
— Данные о размере сделки никогда не разглашались нами и ее участниками публично. Покупкой мы довольны, Sapato.ru — сильнейший нишевой игрок в продаже обуви онлайн. Потихоньку компания расширяет ассортимент, выходя в аксессуары и одежду. В начале 2013 года компания начала осуществлять доставку заказов на развитый рынок Украины.
— Выручка Ozon.Travel также растет быстрыми темпами. Требуются ли этому подразделению дополнительные инвестиции?
— По нашей оценке, Ozon.Travel сейчас номер один в сегменте онлайн-тревела в России. За лето 2013 года компания выросла на 117%, установив рекорд в продажах в июле — 1,5 млрд рублей, продав 142 000 авиабилетов. Кроме авиабилетов наше тревел-агентство предлагает возможность и бронировать номера, и покупать железнодорожные билеты со страховками для путешественников. Словом, все, что нужно для самостоятельной поездки. Ozon.Travel активно инвестирует в новые направления и автоматизацию бизнес-процессов, и для этих целей действительно используются дополнительные вливания.
— Среди инвесторов Ozon есть Intel Capital, Holtzbrinck, Cisco. Ожидаете ли вы нового раунда инвестиций? Нужны ли сейчас компании инвестиции и на что они будут потрачены?
— Инвестиции нужны любой компании и стартапу. И уже опытной компании. Так как всегда есть что внедрять, развивать и улучшать. Мы бы направили средства на расширение сети доставки, которая уже сейчас насчитывает более 2100 пунктов выдачи, на развитие наших проектов за пределами России, в Казахстан и Белоруссию, на усовершенствование сервисных составляющих. Планы по привлечению инвестиций мы не разглашаем.
— Рассматриваете ли вы сейчас украинский рынок как перспективный? Как скоро вы планируете выйти на этот рынок? Планируете ли вы осваивать и другие рынки в странах СНГ? Сколько это в перспективе может потребовать вложений?
— Как я сказала выше, Sapato.ru уже доставляет на Украину. Что касается Ozon.ru, то да, мы рассматриваем все страны, где проживает большое количество русскоязычных граждан. Мы запустили в этом году проекты в Казахстане и Латвии, дальше будем смотреть в сторону других прибалтийских государств, а также на Белоруссию и, возможно, на Израиль. Украина также нам интересна, так как рынок развитый, имеет большой потенциал и достаточное количество онлайн-покупателей, но пока окончательного решения по выходу в эту страну не принято.
— Расскажите о логистической системе, которую использует компания Ozon.
— В этом году мы отпраздновали 15 лет компании Ozon, компании «О-Курьер», занимавшейся доставкой, исполнилось 10 лет. Компания начиналась с нескольких курьеров, которые доставляли заказы по Москве и Петербургу. Со временем стали появляться пункты выдачи заказов, сначала собственные, потом агентские. Сегодня в сети более 2100 ПВЗ (пунктов выдачи заказов), более 600 курьеров, работающих в нашей сети.
— Можете ли вы отметить снижение спроса на заказ DVD-дисков и книг в сети? Принятие «антипиратского» закона будет способствовать увеличению спроса на DVD? Будете ли вы менять бизнес-модель в связи с изменяющимися условиями?
— Мы наблюдаем падение продаж DVD на уровне нескольких процентов в год, а вот музыка и книги, напротив, продолжают неплохо расти — на 20–30% в год. В связи с новым законодательством мы не планируем ничего менять.
— Зачем понадобилась еще одна премия? Это способ продвинуть бренд Ozon или вы хотите изменить ситуацию с «премиальным процессом» в области книгоиздания, который неоднократно критиковали?
— Отличительная особенность Книжной премии рунета — это выбор пользователей. Мы участвуем на стадии формирования шорт-листа, а дальше судьбу номинантов решают читатели. Активность издательств, авторов и поклонников произведения в дальнейшем позволяет по праву назвать победителем те книги, которые по-настоящему интересны, оригинальны как по своему составу и содержанию, так и часто по полиграфическому исполнению. А голосование рублем проходит в рамках номинации «Бестселлер на Ozon.ru», это настоящий народный выбор. Бывают книги, побеждающие в обеих номинациях. И тогда книга-победитель празднует победу дважды: ее популярность не только базируется на хорошей пиар-работе издательства или автора, но и подкреплена продажами.
— У существующих премий есть отчетливые просветительские интенции — они награждают не то, что коммерчески успешно, а то, что успешно с точки зрения вкуса и мастерства. Какой посыл закладываете вы в свою премию — вы просветители или «лакмусовая бумага» литературных вкусов рунета?
— Основной посыл — это беспристрастность. Это премия не только Ozon.ru, это выбор читателей книг. И результаты премии можно трактовать как угодно, но то, за что люди голосуют, вместе с тем, что реально продается у нас как у полноправного лидера книжной онлайн-торговли, свидетельствует как раз о настоящем спектре литературных вкусов российского читателя, предпочитающего покупать книги в рунете.