Подкомиссия Организации Объединенных Наций признала территорию в 52 тыс. кв. км в срединной части Охотского моря частью российского континентального шельфа. Об этом сообщило в пятницу Минприроды Росси по итогам встречи российской делегации и экспертов ООН. Таким образом, Охотское море будет признано международным сообществом внутренним морем России, пояснили «Газете. Ru» в министерстве.
Впрочем, процесс юридического отнесения анклава к российскому континентальному шельфу будет полностью завершен в феврале-марте следующего года на заседании Комиссии ООН по границам континентального шельфа.
Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на эту территорию. «Боролись за право добывать нефть, газ, ловить рыбу, развивать промысел сидячих видов — краба, моллюсков», — поясняют в Минприроды.
Признание прав также даст возможность России требовать от других государств, развивающих промысел в Охотском море, соблюдения норм по охране окружающей среды. То есть на территорию анклава, которая сейчас юридически считается частью Мирового океана, будет распространяться российское законодательство о континентальном шельфе, пояснили в Минприроды.
«Территория в 52 тысячи квадратных километров — настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики», — считает глава Минприроды Сергей Донской.
Россия шла к этому успеху с 2001 года. Тогда в ООН была направлена заявка на расширение шельфовых границ России на севере и востоке. Шельф (shelf) — это материковая отмель, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Шельф, как правило, не входит в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов на шельфе.
Конвенция о континентальном шельфе 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, определяющие объем прав на разработку шельфа, были ратифицированы Россией в 1997 году. Конвенция дает морским государствам право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения шельфа за пределы этих границ страна имеет право расширить свою границу до 350 миль. В этих пределах государство и получает контроль над ресурсами, имеющимися на шельфе.
Первоначально Россия подала заявку на расширение границ своего шельфа по всей территории Арктики и по Охотскому морю. Но комиссия ООН потребовала ее доработать. Тогда российские власти приняли решение разделить заявку на 2 части: отдельно сделали по Охотскому морю и представили ее в комиссию ООН и отдельно обосновали заявку по продлению границ российского континентального шельфа в арктических морях, включая хребет им. Ломоносова, котловину Подводников и поднятие им. Менделеева.
России предстоит доказать, что эти подводные хребты являются естественным продолжением российского континентального шельфа, а, например, с канадской стороны — канадского континентального шельфа. В противном случае, эти хребты могут быть признаны отдельно взятыми океаническими образованиями и тогда они не могут быть отнесены ни к чьей территории.
«Не достаточно заявить, что Россия отправляла экспедицию в Арктику еще при Петре Первом, а наш ученый Ломоносов говорил, что Россия – это здание, а Арктика – фасад. Нужны веские доказательства, что материк и шельф – единое целое, что координаты по расширению границ верны»,
— говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов.
Согласно принятым мировым оценкам, в Арктике сосредоточено до 25% мировых запасов углеводородов. Неудивительно, что изучение заявки в ООН на весь арктический шельф заняло многие годы и продлится еще неизвестно сколько времени. Ведь здесь затрагиваются интересы многих государств, добавляет Усов. На раздел арктического пирога претендуют в первую очередь 8 стран, входящих в Арктический совет. Он был образован в 1996 году и состоит, кроме России, из Дании, Исландии, Канады, Норвегии США, Финляндии и Швеции. При этом у Финляндии, Швеции и Исландии нет прямого выхода к Арктике.
С тех пор, как ученые засвидетельствовали изменение глобального климата и арктический лед стал таять быстрее, у многих стран возрос интерес к налаживанию регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане. В этом году количество рейсов по Северному морскому пути вдоль арктических границ России достигнет рекордных значений. Уже 204 судна получили разрешение на проход от российской администрации Севморпути. Для сравнения: в 2012 году этот путь проделали 46 судов, а в позапрошлом — всего четыре.
Севморпуть начал эксплуатироваться в 1933 году. Пик перевозок пришелся на 1987-й — 6579 тыс. тонн, минимум был отмечен в 1998-м — 1458 тыс. тонн.
Маршрут рассматривается как альтернатива транспортным артериям, проходящим через Суэцкий или Панамский каналы.
Не случайно КНР, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур в этом году вошли в Арктический совет в качестве наблюдателей.
Республика Корея еще в 2002 году, используя особый международно-правовой статус архипелага Шпицберген, открыла здесь научно-исследовательскую станцию «Дасан», в 2004 году за ней последовал Китай — со станцией «Хуанхэ», в 2007 — это же сделала Индия, организовав станцию «Химадри». В июле 2010 года учреждено «Японское совещание по Арктике», нацеленное на вхождение Токио в концерн арктических держав, в частности с учетом преимуществ Севморпути. Через несколько месяцев при МИД Японии была создана «Арктическая оперативная группа». КНР разработала программу создания собственного флота сверхмощных ледоколов, первый из которых должен сойти со стапелей в этом году.
Использование Севморпути значительно сокращает время в пути. Это кратчайший путь между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. Расстояние, проходимое судами из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, например, составляет 12 840 миль, а Северным морским путем — всего 5770 миль; путь из порта Роттердама через Суэцкий канал — 11 250 миль, а Северным морским путем — 7350 миль. В рейсе из Мурманска в порт Ванкувера (Канада) через Панамский канал судно пройдет 9700 миль, а Северным морским путем -— лишь 5400 миль. Проводка из Роттердама в Ванкувер через Панамский канал составит 8920 миль, а Северным морским путем — 6980.
По словам Усова, экономия за рейс с 200 тыс. тонн груза, например из Норвегии в Японию может составить около $500 тыс., а сокращение времени пути — 15 суток.
Еще один плюс маршрута — возможность избежать встречи с пиратами, особенно активными в районе южных морей.
Пиратство широко распространено как в Малаккском проливе, соединяющим торговый трафик Индийского и Тихого океана, так и у берегов Сомали. Именно по этой причине Севморпутем интересуются страны Восточной Азии, поставляющие товары на рынки Европы.
В Арктический совет пожелали войти также Германия, Франция, Великобритания, Польша, Испания и Нидерланды. Пока они получили статус наблюдателя — без права голоса. В качестве самостоятельного члена в совет просится Евросоюз, хотя несколько стран ЕС уже входят в совет. ЕС по факту является одним из активных участников освоения Арктики, у Брюсселя имеются масштабные исследовательские программы в Арктике.
Россия выступает против расширения состава участников Арктического совета. Это послужило толчком для создания альтернативного форума — «Арктического круга», который открыт для всех заинтересованных стран. Инициатором альтернативного клуба арктических стран выступила Исландия. «Наша Арктика станет глобальной», — заявлял в июне этого года президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон.
Если обоснование новых границ континентального шельфа России будет удовлетворено, то границы России увеличатся на 1,2 млн кв. км. На шельфе Арктики, по данным Минприроды, сосредоточены месторождения углеводородов в объеме до 5 млрд тонн условного топлива.