Основной акционер «Уралкалия» Сулейман Керимов и его партнеры, в сумме контролирующие 33% компании, до конца месяца могут договориться о продаже своих долей группе «Онэксим» бизнесмена Михаила Прохорова. Об этом в пятницу «Газете.Ru» сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. Ранее Bloomberg со ссылкой на четыре осведомленных источника сообщал, что договоренность может быть достигнута уже на следующей неделе.
Представитель компании «Нафта-Москва», принадлежащей Керимову, был недоступен для комментариев, в «Уралкалии» информацию о переговорах комментировать отказались. Представитель «Онэксима» также не стал комментировать сообщение источников.
По официальным данным, фонд Керимова Suleyman Kerimov Foundation на сегодняшний день владеет 21,5% «Уралкалия». Российским бизнесменам Филарету Гальчеву и Анатолию Скурову принадлежит 7% и 4,8% соответственно. Еще 12,5% владеет китайская Chengdong Investment Corporation. Остальные акции (53,95%) находятся в свободном обращении. На новостях о скорой продаже долей российских акционеров котировки «Уралкалия» прибавили 5,63%. Цена одной акции на 19.00 мск на Лондонской фондовой бирже составила $27,22. Общая капитализация компании — $15,842 млрд. Таким образом, рыночная стоимость 33% «Уралкалия» составляет $5,22 млрд.
Вопрос о смене основного акционера «Уралкалия» остро встал в сентябре, после того как в Минске был арестован гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинения в злоупотреблении властью и служебными полномочиями в рамках их деятельности в БКК (до середины июля БКК была совместным предприятием «Уралкалия» и «Беларуськалия», Баумгертнер был главой наблюдательного совета СП; однако в июле российская компания разорвала отношения, заявив, что Белоруссия не соблюдает условия по продаже продукции через единый экспортный канал). Аналогичные обвинения были предъявлены ряду менеджеров «Уралкалия», а позднее и Сулейману Керимову.
Белорусские источники ранее заявляли «Газете.Ru», что Лукашенко рассматривает Керимова как личного врага, так как именно Керимов, став основным акционером «Уралкалия», попытался присоединить к своему активу «Беларуськалий». А «Беларуськалий» является крупнейшим поставщиком валюты в белорусский бюджет. Кроме того, именно Керимова Минск обвиняет в том, что «Уралкалий» разорвал отношения с «Беларуськалием», что обрушило рынок удобрений и нанесло Белоруссии крупный ущерб. Лукашенко открыто заявлял, что Керимов как владелец «Уралкалия» его не устраивает. По словам белорусского президента, он на месте своего российского коллеги «посадил бы Керимова и керимовцев в одну камеру».
Лукашенко заявлял, что в случае смены собственника «Уралкалия» белорусская сторона готова возобновить сотрудничество с российской компанией.
«Уралкалий» в ответ заявил, что такой вариант возможен, но только на новых условиях, более выгодных для «Уралкалия». Эксперты рынка ранее говорили, что речь, вероятнее всего, идет о доле экспорта через единую сбытовую компанию. Если ранее соотношение было 50 на 50, то теперь «Уралкалий» захочет нарастить свой экспорт в рамках совместного предприятия.
Однако версий по поводу того, кому именно Керимов продаст свою долю, было уже много. Изначально сообщение о продаже опубликовал на своей странице в Facebook адвокат Александр Добровинский (это произошло 7 сентября). По версии «очень серьезного источника», на который ссылался юрист, покупателем стал «некий банкир К.» из Санкт-Петербурга, «возможно, экс-глава Госстроя, бывший владелец 75% акций Промстройбанка Владимир Коган».
На следующий день компания Керимова «Нафта-Москва» опровергла информацию о продаже «Уралкалия».
Позднее журнал Forbes со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве сообщил, что выкупить долю Керимова предлагают также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и Михаил Гуцериев. Евтушенков в понедельник заявил, что «за этим ничего не стоит». Также сообщалось, что Керимов ведет переговоры о продаже своей доли в «Уралкалии» с предпринимателем Аркадием Ротенбергом. Причем Керимов якобы хотел продать свои акции со значительной премией к рынку: свой пакет он оценивает в $4,5 млрд. На тот момент пакет Керимова стоил $3,69 млрд.
Позднее «Прайм» со ссылкой на источник заявил, что долю Керимова покупает все же Коган, сумма сделки составила $3,7 млрд, причем первый транш уже переведен. Однако затем появилась неподтвержденная информация, что в покупке «Уралкалия» заинтересованы «Роснефть» и ее основной акционер «Роснефтегаз». Источники «Газеты.Ru» сообщали, что сделка будет проведена «Роснефтью» через специально созданную компанию.
В конце октября Лукашенко ясно дал понять, что хотел бы видеть владельцем «Уралкалия» основателя и владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева. По словам белорусского президента, он уже обсуждал с Гуцериевым этот вопрос в общих чертах.
«Я ему говорю: «Михаил, почему ты не хочешь купить «Уралкалий»? — Гуцериев сказал: «Подумаю», — сообщил Лукашенко, отметив, что намерен еще раз обсудить с Гуцериевым этот вопрос.
Информация о том, что покупкой «Уралкалия» интересуется Прохоров, впервые появилась еще в конце сентября. По словам источника «Газеты.Ru», необходимость приобретения «Уралкалия» Прохоровым объясняется тем, что деньги, полученные бизнесменом от продажи золотодобывающей компании «Полюс золото», съедает инфляция и их нужно инвестировать. Однако другой источник говорит, что Прохорова «попросили» купить проблемный актив российские власти.
«Прохоров не входит в ближайший круг прокремлевских олигархов, однако он вполне лоялен власти, — комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — При этом складывается ощущение, что тому самому ближайшему кругу «Уралкалий» как актив не слишком интересен — именно в силу своей проблемности, связанной со сложными российско-белорусскими отношениями. Поэтому могла возникнуть идея передать компанию Прохорову».