Медиахолдинг Sanoma произведет переоценку российского подразделения Sanoma Independent Media (SIM), а также подразделений в Восточной Европе и Бельгии. Об этом компания сообщила в финансовой отчетности за последние девять месяцев, опубликованной в четверг.
Необходимость преобразований в холдинге объясняют изменениями на рекламном рынке: Sanoma собирается усилить свое присутствие в сегменте интернет-СМИ и сократить присутствие в ряде стран, сохранив за собой только медийные активы в Финляндии и Нидерландах. «Мы сосредоточимся на ведущих потребительских медиаактивах с возрастающим присутствием цифровых средств массовой информации Финляндии и Нидерландов», — говорит президент компании Харри-Пекка Кауконен.
Sanoma планирует совершить крупнейшую реорганизацию в истории компании, говорится в материалах холдинга. Но менять стратегию корпорация планирует без ущерба для финансовых показателей, отмечает Кауконен. «Новые технологии кардинально меняют поведение потребителей СМИ. В свою очередь, рекламодатели следуют за пожеланиями потребителей. Это приводит к быстрому росту рекламы цифровых каналов, имеющих таргетинг, к изменениям системы ценообразования», — пояснил он в сообщении компании.
За последнее время финансовые показатели Sanoma значительно ухудшились. За три квартала, которые закончились для компании в сентябре, Sanoma получила операционный убыток в размере 242,9 млн евро. Аналогичный период прошлого года медиахолдинг завершил с прибылью 175 млн евро. Чистый убыток компании за три квартала 2013 года составил 294,3 млн евро по сравнению с прибылью в 158,6 млн евро годом ранее. Холдинг также сократил выручку на 7%, до 1,7 млрд евро.
В России SIM издает журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar. Эти «глянцы» выпускает издательский дом «Фэшн пресс», который наполовину принадлежит SIM, а наполовину — корпорации Hearst. Также в SIM входит «Юнайтед пресс», который издает Men's Health, Woman's Health, National Geographic и др. Совместно с итальянской компанией Mondadori SIM выпускает также журнал Grazia.
По данным «Видео интернешнл», за 2011 год доходы издательского дома SIM от рекламы составили 4,1 млрд рублей. Таким образом, компания лидирует по выручке среди других издательских домов.
Sanoma в этом году уже искала покупателя на свои активы в России. Приобрести «Фэшн пресс», издающий журнал Cosmopolitan, могли холдинг Hearst Shkulev Media и российский офис Bauer Media Group, писала в начале 2013 года «Газета.Ru». Покупка Hearst Shkulev Media издательства Cosmopolitan могла бы стать логичным возвратом актива. «Изначально бренд Cosmopolitan принадлежит Hearst, а американскому холдингу, в свою очередь, принадлежит 50% Hearst Shkulev Media. Это логичный возврат своего актива», — говорил источник, знакомый с деятельностью обоих издательств. Но тогда сделка так и не состоялась.
Вопрос покупки ряда журналов SIM германским издательским домом Bauer рассматривался на уровне берлинской штаб-квартиры, рассказывали источники. Для Bauer расширение портфеля изданий таким журналом, как Cosmopolitan, дало бы возможность выйти на премиальный сегмент в России. Схожую политику издательский дом проводит во многих странах: в 2012 году ИД прибрел чешскую и германскую версии Cosmopolitan.
Глянцевые журналы такого статуса могут быть интересны многим издательским домам. Сложнее всего SIM будет продать долю в газете «Ведомости». Ее издает ЗАО «Бизнес ньюс медиа», по 33% в котором принадлежит SIM, Dow Jones и FT Group. В СПАРК указана выручка ЗАО за 2011 год на уровне 1,006 млрд рублей при чистом убытке 26,6 млн рублей.
Совладельцы «Ведомостей» будут очень внимательно выбирать покупателя. Они захотят продать газету только издательским домам, которые никак не аффилированы с российскими властями, в противном случае «Ведомости» потеряют свою репутацию независимого СМИ, говорит источник на рынке. Кто из издательских домов способен выступить в роли такого покупателя, источник не знает. Одним из возможных вариантов продажи может стать доведение пакета SIM до контрольного, после чего потребуется согласие только одного из миноритарных акционеров, говорит другой источник.
Найти покупателя на газету «Ведомости» очень сложно — SIM пыталось это сделать в этом году, но безуспешно, говорит источник. Переговоры велись, в частности, с медиахолдингом Михаила Прохорова, но полтора месяца назад они были приостановлены, рассказал «Газете.Ru» источник в окружении бизнесмена. С чем связана приостановка переговоров, собеседник издания ответить затруднился. Другой источник рассказывает, что обсуждался вариант сделки с участием основателя SIM Дэрка Сауэра. Он мог стать совладельцем издания, но привлечь при этом средства Прохорова. «Не исключено, что такой вариант обсуждался еще тогда, когда Сауэра звали работать в компанию РБК, которой владеет Прохоров, — добавляет знакомый с ситуацией в РБК собеседник. — Характерно, что изначально Сауэр настаивал на закрытии газеты «РБК daily», которая при всей своей неоднозначной репутации на рынке является прямым конкурентом «Ведомостей».