Гренландия нашла способ решить свои экономические проблемы — она привлекает инвесторов в добывающую отрасль. Парламент в четверг проголосовал за снятие запрета на добычу радиоактивных ископаемых, действовавшего 25 лет (15 голосов за, 14 против).
Решение открывает путь к добыче урана, а также редкоземельных металлов, использующихся для современных высокотехнологичных производств (смартфоны, ветряные турбины, гибридные автомобили). Последние пока в основном добываются в Китае (90% мировой добычи).
Австралийская Greenland Minerals and Energy уже готова вести разработки.
Если ей дадут шанс, проект может стать крупнейшим по добыче редкоземельных ископаемых за пределами КНР. «Это решение действительно серьезное изменение», — цитирует директора Greenland Minerals and Energy Род МакИлри The Wall Street Journal.
Нелегкое для Гренландии решение было продиктовано необходимостью поддержать экономику острова.
«Мы не можем жить в условиях безработицы и растущей стоимости жизни, в то время как гренландская экономика простаивает, — сказала премьер-министр Гренландии Алека Хаммонд. — Поэтому сейчас нам необходимо преодолеть предубеждение относительно урана».
Пока основная отрасль Гренландии — рыболовство, на которое приходится 90% экспорта (прежде всего креветки), и смежные отрасли (рыбоперерабатывающие заводы и завод по строительству рыболовецких судов). В рыболовстве занято, по разным данным, 25–50% трудоспособного населения. Остальной экспорт составляет горная руда.
Одновременно с решением о радиоактивных ископаемых Гренландия разрешила британской London Mining добывать на острове железную руду в обмен на 5% роялти от продаж. Этот проект оценивается в $2,35 млрд и может не только расширить экспорт Гренландии, но и увеличить контакты с Китаем, как крупнейшим импортером железной руды. «Это действительно исторический момент для Гренландии», — заявил министр промышленности и добычи ископаемых Йенс-Эрик Киркегор после предоставления лицензии британцам.
Развитие добычи ископаемых может не только подстегнуть экономику острова, но и стать важным шагом на пути обретения независимости. Гренландия утверждает, что ее богатые запасы урана создадут новую экспортную отрасль.
Пока больше половины бюджета Гренландии финансируется за счет субсидий из Дании. Большие доходы от добычи и экспорта ископаемых обеспечат острову большую экономическую свободу.
Гренландия — самоуправляемая территория в составе Дании. В 1979 году Дания предоставила острову частичный суверенитет. По итогам референдума 2008 года распоряжение природными ресурсами также отошло к Гренландии. Однако вопросы безопасности, с которыми связана добыча урана, остаются в ведении Дании.
Решение парламента Гренландии должно быть одобрено Данией.
«Конкретные действия по добыче и экспорту урана в области обороны, безопасности и международных отношений всего королевства», — заявил министр торговли и европейских отношений Дании Ник Хеккеруп. С одобрением могут возникнуть серьезные сложности.
«Думаю, датский парламент не разрешит снять запрет», — комментирует старший исследователь в Датском институте международных отношений Синди Вестергор (цитата по агентству Reuters).
В самой Гренландии против выступили экологи. Они предупреждают, что разработки могут причинить вред нетронутой экосистеме Арктики, опасаются загрязнения и ускорения таяния ледников.
«В любом случае мы не увидим добычи прямо в следующую пятницу, или в следующем году, или в 2015-м», — говорит Вестергор.
Greenland Minerals намерена подать заявку в 2014 году и начать разработки в 2017 году.
Добыча в условиях пониженных температур особенно сложна и трудоемка. Для нее требуется специальное оборудование. Кроме того, сложности представляют неразвитая транспортная и энергетическая инфраструктура, отсутствие регуляторов.