Как рассказал на «Втором московском международном форуме по иностранным инвестициям» замминистра финансов Алексей Моисеев, превращение Москвы в международный финансовый центр идет по плану. По его словам, за последнее время было сделано действительно многое, чтобы это произошло. В частности, был создан мегарегулятор, объединивший надзор за различными секторами финансового рынка, улучшена инфраструктура биржи, да и в целом удалось завоевать доверие инвесторов.
О том же говорили на конференции и представители московской биржи. После того как на ММВБ начал в прошлом году действовать Центральный депозитарий (осуществляет учет прав на ценные бумаги в соответствии с международными стандартами, делая процедуру более прозрачной и понятной для граждан и инвесторов), был зафиксирован настоящий приток открытия счетов иностранными инвесторами, рассказала гендиректор ММВБ Анна Кузнецова.
«Мы увидели, что инвесторы не боятся России, — объяснила она. — Объем операций с облигациями, как корпоративными, так и государственными, увеличился почти в два раза в первом полугодии этого года по сравнению с прошлым».
По словам Анны Кузнецовой, революцию на рынке также произвел переход биржи в сентябре этого года на режим торгов T+2. В отличие от принятого до этого на ММВБ режима T+0 он позволяет совершать операции с частичным депонированием средств и отсрочкой отчетов по сделкам. При прежней системе Т+0 сделка должна быть полностью завершена в день ее заключения. В результате появления T+2, как рассказала Анна Кузнецова, объем торгов на бирже вырос примерно на 17% с сентября этого года, хотя индекс ММВБ увеличился за этот же отрезок всего на 3%. «Мы не ожидали, что этого удастся добиться так быстро», — заявила Кузнецова.
Эксперты согласны: в последнее время инфраструктура российского фондового рынка действительно сильно улучшилась. Так, Антон Сороко, аналитик компании «Финам», подчеркивает, что благоприятно сказалось на финансовых рынках также то, что международные депозитарии Euroclear и Clearstream получили доступ на российский рынок облигаций.
Если раньше для этого иностранным инвесторам приходилось открывать счет в российском банке, то теперь они могут напрямую покупать государственные рублевые бумаги.
Введение режима T+2, безусловно, помогает созданию МФЦ, поскольку западные игроки привыкли работать на всех мировых площадках именно в этом режиме, и Т+0 сильно мешал росту торговых оборотов и притоку ликвидности на рынок, соглашается управляющий директор «БКС Форекс» Павел Андреев.
«Появление центрального контрагента, мегарегулятора также идет на пользу — власти создают понятные глобальным игрокам правила игры, и уже через год-два мы увидим значительные сдвиги», — убежден он.
Впрочем, развития исключительно инфраструктуры рынка явно недостаточно для превращения Москвы в МФЦ. Мегарегулятор только что создан, и пока рано подводить итоги его деятельности, указывают эксперты. «Конечно, режим «Т+2» — это прогрессивная мера, но пока что российские эмитенты, как видно на примере ТКС, все-таки хотят размещаться в Лондоне, потому что все инвесторы по-прежнему там», — возражает директор направления «Новый Бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян. «Оборот на финансовом рынке в России не идет ни в какое сравнение с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом. И глубина российского финансового сектора тоже очень мала — $1,7 трлн (глубина фондового рынка рассматривается как с точки зрения числа компаний, акции которых вращаются на нем, так и объема операций. — «Газета.Ru»), что сопоставимо с Ирландией и чуть больше Люксембурга. Москву нельзя включать в список крупных и значимых финансовых центров», — соглашается Кристофер Хартвелл, старший научный сотрудник Института исследований развивающихся рынков (IEMS) Московской школы управления «Сколково».
Показательна также была ситуация с Кипром: большинство офшорных холдингов, зарегистрированных в этой стране, принадлежало именно русским, продолжает эксперт.
«Проще говоря, если россияне не хотят держать свои деньги в Москве, почему другие должны?» — спрашивает Хартвелл.
Чтобы сделать из Москвы действительно финансовый центр, властям нужно снизить долю государства в экономике, победить коррупцию, а также усилить национальную валюту, считает Аветисян. По его словам, необходимо соблюдать права частной собственности и гарантировать независимый суд, чтобы люди понимали, что их инвестиции будут зависеть не от политической конъюнктуры, а только от экономики. Так, сейчас в рейтинге «Всемирного банка» 14 самых больших развивающихся рынков в сфере ценных бумаг, по параметру «защита инвесторов» Россия занимает последнее место.
Среди других инициатив по превращению Москвы в финансовый центр аналитик «Инвесткафе» Андрей Шелк называет снижение стоимости строительства инфраструктуры за счет сокращения бюрократических барьеров, а также развитие государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов.