На текущей неделе правительства Португалии и Ирландии выступили с заявлениями об их возможном выходе из программ поддержки экономики, которые финансируются Международным валютным фондом и Евросоюзом.
Премьер-министр Ирландии Энда Кенни объявил, что страна готова отказаться от внешней помощи с 15 декабря нынешнего года. По его словам, это не означает, что все финансовые проблемы государства решены, но в дальнейшем Дублин сможет справляться с ними самостоятельно.
Ирландии в период кризиса в общей сложности потребовалось 85 млрд евро вливаний, причем 17,5 млрд евро из этой суммы было найдено внутри страны. Деньги пошли в основном на расходы правительства (50 млрд евро) и на спасение рухнувшей банковской системы.
Премьер озвучил предложения правительства по бюджету на 2014 год, в котором за счет повышения налогов и снижения расходов дефицит будет уменьшен на 2,5 млрд евро. Тем не менее даже после весьма болезненных действий кабинета министров дефицит бюджета составит 4,8% ВВП.
Уверенность в собственных силах правительству Кенни придали новости о том, что впервые после начала кризиса ВВП страны во втором квартале 2013 года вырос на 0,4% за счет расширения объемов строительства и экспорта.
Если Ирландия выполнит план по выходу из программ поддержки экономики, она станет первой страной в Европе, добившейся такого успеха.
Второй в очереди на отказ от помощи может стать Португалия. Окончание действия плана по ее спасению на сумму 78 млрд евро намечено на середину 2014 года, и, исходя из последних заявлений правительства Педру Пассуша Коэлью, оно не собирается продлевать соглашения с МВФ и Евросоюзом.
В представленном кабинетом министров Португалии проекте бюджета на 2014 год заложен 4-процентный дефицит, что значительно меньше 5,9-процентного дефицита нынешнего года. Причем, если эта цель будет достигнута, Лиссабон впервые после получения помощи от европейских стран выйдет на согласованный с ними уровень дефицита. В нынешнем же году он хоть и ненамного, но все же превысит целевую отметку в 5,5% ВВП.
Сокращение дефицита за счет уменьшения трат на зарплату госслужащих, получающих более 600 евро в месяц, на пенсии и расходы правительства, как ожидается, будет поддержано и ростом ВВП на 0,8%, что после падения в нынешнем году на 1,8% представляется весьма оптимистичным сценарием.
Как и Ирландия, Португалия намерена вернуться на рынок облигаций, заняв у частных инвесторов 10,5 млрд евро. Но в отличие от Дублина, Лиссабон намерен до окончания программы помощи получить от ЕС и МВФ еще 8 млрд евро.
Помимо не очень надежной экономической конъюнктуры планам кабинета Пассуша Коэлью угрожает и политическая оппозиция. Левые партии, недовольные снижением зарплат и пенсий, постоянно оспаривают решения правительства в конституционном суде, который периодически их отменяет.
Выход стран из европейских программ поддержки преследует две основные цели. Во-первых, он имеет важное психологическое значение, показывая, что ситуация в экономике страны стабилизировалась. Во-вторых,
отказ от продолжения получения нерыночных средств позволяет правительствам не согласовывать в дальнейшем бюджетные и прочие параметры с чиновниками Евросоюза и МВФ.
Дело в том, что спасительные кредиты, получаемые от европейских «доноров», привязаны к определенным условиям, с которыми страна должна согласиться. Эти условия, помимо процентов по кредитам, включают обязательства по сокращению расходов бюджета, установление максимального уровня его дефицита и конкретный список мер экономии государственных расходов. По сути, это означает потерю части экономического суверенитета, что не может нравиться ни правительству, ни народу страны.
С другой стороны, необходимость выполнять условия кредитного договора сдерживает правительства Ирландии, Португалии, Греции и Кипра (основных получателей поддержки) от необдуманных действий и популистских шагов. Кроме того, правительства стран во время действия программ помощи могут переложить ответственность за тяготы экономии на еврочиновников и финансистов из МВФ.
Вероятно, сейчас настал момент, когда избавление от лишней еврозависимости представляется национальным правительствам достаточно безопасным с экономической и политической точек зрения.