«Роснефть» и «Транснефть» в пятницу подписали соглашение о расширении нефтепровода Сковородино — Мохэ (ответвление трубы Восточная Сибирь — Тихий океан, ВСТО, по которой российская нефть поступает в Китай).
Сейчас пропускная способность Сковородино — Мохэ составляет 15 млн тонн нефти в год. В соответствии с соглашением, к началу 2015 года мощность увеличится до 20 млн тонн, а с 2018 года по этой ветке будет поставляться уже 30 млн тонн в год. Расширение необходимо для выполнения условий контракта о доппоставках нефти в Китай, который «Роснефть» заключила в марте. По новому соглашению к уже существующим обязательствам по поставкам нефти (15 млн тонн в год) «Роснефть» обязуется ежегодно поставлять еще столько же.
В течение 25 лет «Роснефть» поставит в Китай 365 млн тонн нефти, получив за это $270 млрд. Причем $60 млрд будет выплачено авансом.
В «Транснефти» пояснили, что расширение будет проводиться по модели софинансирования, то есть «Транснефть» построит трубу, которая впоследствии окупится за счет спецтарифов на прокачку, которые будет платить «Роснефть». По словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, такой сценарий трубопроводную монополию вполне устраивает.
«До 2015 года мы можем обходиться действующей аппаратурой, но потом придется постепенно запускать новое оборудование», — рассказал Демин. По предварительным оценкам, строить новую трубу не понадобится, достаточно будет провести апгрейд нефтеперекачивающих станций.
Ранее Министерство энергетики оценивало стоимость расширения Сковородино — Мохэ в 47,2 млрд рублей. Глава «Транснефти» Николай Токарев весной заявил, что компания не будет тратить на строительство собственные деньги, и предложил рассмотреть вариант повышенного тарифа для «Роснефти». Глава «Роснефти» Игорь Сечин тогда же сказал, что и его компания не готова самостоятельно финансировать увеличение мощности ветки.
«Это не наша задача, — заявил Сечин. — Наша задача — оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача «Транснефти» — обеспечить прокачку и получить при этом нормальную рентабельность».
Представитель «Роснефти» был недоступен для комментариев.
«Очевидно, препирательства госкомпаний надоели Кремлю, и те получили недвусмысленное указание решить вопрос, обеспечить выполнение межправительственного соглашения с Китаем, — полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако в дальнейшем вполне вероятны споры между «Роснефтью» и «Транснефтью» уже по поводу конкретных тарифов».
Однако до сих пор нерешенным остается еще один вопрос, от которого зависит проект расширения ветки Сковородино — Мохэ. Российское правительство намерено в следующем году заморозить тарифы естественных монополий. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков в начале октября говорил, что, если тарифы не будут проиндексированы хотя бы на уровень инфляции, расширение трубы в направлении Китая, скорее всего, будет отложено.
Официального решения властей о тарифах «Транснефти» пока нет, однако курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович ранее сообщал, что принципиально такое решение принято. В среду глава Минэнерго Александр Новак заявил, что проект расширения Сковородино — Мохэ будет осуществлен вне зависимости от решения о заморозке тарифов «Транснефти».