Госсовет, состоявшийся в пятницу в Кремле, был посвящен теме эффективности бюджетных расходов. В прошлом году расходы консолидированного бюджета превысили 22 трлн рублей. Это 37% ВВП. Средства солидные. Тема серьезная. Губернаторы, лидеры партий, члены правительства, приглашенные на заседание и ожидавшие его начала, были сосредоточенны, почти не улыбались.
Министр финансов Антон Силуанов говорил журналистам, обступившим его в коридоре, что «ужиматься придется всем». «От естественных монополий до…» — Силуанов не закончил мысль, оставляя простор для полета фантазии.
Некоторые губернаторы, как оказалось, уже пилят сук, на котором сидят, — сокращают расходы на аппарат региональной администрации. В этом признался губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. Он сообщил «Газете. Ru», что у него в области расходы бюджета были урезаны еще в прошлом году, будут меньше и в этом. «И 2014-й будет непростым. Но майские указы президента в любом случае выполним. Не подведем ни президента, ни себя», — заверил Бочкарев.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил взглянуть на проблему урезания расходов под новым углом. Он считает, что экономить на социальной сфере вообще не стоит. «Расходы на социалку — это не расходы. Это доходы. Это вложения в человека. И это даст отдачу», — сказал глава региона.
В это время глава Счетной палаты Татьяна Голикова стремительно прошла в зал, не регистрируясь. Главы регионов оборачивались на эффектную представительницу федерального уровня власти. Тем более что оглядываться-то особенно не на кого было. В мужском клубе губернаторов была всего одна женщина — Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Но, кажется, не всем губернаторам понравилось присутствие Голиковой на Госсовете. Ничего хорошего ее наличие здесь не сулило. Тремя неделями ранее Голикова возглавила Счетную палату — орган, призванный проверять расходование бюджетных средств всеми ветвями власти и всеми ее уровнями, включая региональный.
Главы Башкирии Рустэм Хамитов и Татарстана Рустам Минниханов вошли в зал вместе, по-дружески разговаривая вполголоса. «Не уверен, что от урезания федерального бюджета пострадает региональный. Но, если что, будем урезать инвестиционные программы, искать и находить дополнительные источники дохода», — сообщил Минниханов «Газете.Ru». Хамитов от комментариев отказался.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев не был столь пессимистичен и сообщил, что отток капитала из России замедляется.
Перед самым началом заседания в конце коридора показался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он шел, одновременно набирая на телефоне чей-то номер. Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», прибавится ли работы у правительства в связи с грядущим секвестром бюджета, Шувалов, не отвлекаясь от набора, сказал: «Не прибавится. Но работы всегда много. Извините, больше не могу комментировать». И продолжил набор.
Владимир Путин открыл заседание почти по расписанию. И начал выступление с необходимости повышения качества управления госфинансами.
«Исполнение бюджетов идет хаотично и крайне неравномерно», — сказал Путин тоном, не терпящим возражений.
По его словам, в конце каждого года начинается аврал, спешное освоение имеющихся средств. И так из года в год. «Если что-то здесь и меняется, то очень медленно, просто микроскопическими шагами», — добавил президент.
К примеру, федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования за семь месяцев текущего года исполнена на 16,8% от годового плана, госпрограмма «Информационное общество» — на 3,5%, а ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» и «Чистая вода» вообще не начали исполняться. А помнится, «Единая Россия» три года убеждала правительство в необходимости принять такую программу, чтобы напоить россиян чистой водой.
«Многие бюджетные статьи и программы страдают неконкретностью и аморфностью. Вместо четких целей часто можно встретить обтекаемые бюрократические формулировки вроде «улучшить», «усовершенствовать», — сообщил Путин членам Госсовета. Видимо, эта претензия была адресована членам правительства, также приглашенным на Госсовет.
«Все это далеко от жизни и, должен с сожалением констатировать, уважаемые коллеги, никуда не годится», — сказал Путин. В качестве никуда не годного всего этого он назвал госпрограмму по созданию кадастра объектов недвижимости. Работа над ней шла с 2006 по 2012 год. «Израсходовано 42 млрд народных денег. Программа завершена, а система кадастрового учета недвижимости так и не доведена до ума», — сказал Путин.
Не работает эффективно и система госзаказа. В 2012 году только фактов невыполнения требований законов о государственных и муниципальных заказах было выявлено на 130 млрд рублей. Нарушений бюджетного законодательства — на 187 млрд. «Это не воровство какое-то, нет, не коррупция, — с некоторым удивлением сказал Путин. — Это просто отсутствие должной финансовой дисциплины».
То, что творится в системе госзакупок, «вызывает и недоумение, и справедливые вопросы граждан», продолжил президент.
По данным контрольного управления, в 2012 году на официальном сайте в сети интернет было размещено более 3,4 млн государственных и муниципальных заказов на 8 трлн рублей. После мониторинга более 10 тыс. закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями, отметил Путин.
После этих слов некоторые из губернаторов заерзали в креслах, поскольку в этом месте по логике должны были прозвучать имена персонально виновных. Но обошлось. Хотя президент не мог отказать себе в удовольствии рассказать анекдотическую историю одного госзаказа.
«В Смоленской области собирались приобрести школьное лабораторное оборудование на 46 млн рублей. Причем условием конкурса была работоспособность оборудования — прошу внимания — в высокогорных условиях. Это в Смоленской области. Где там горы-то? Не знаю, может быть, есть какой-то смысл в этом, но сразу и не понять», — миролюбиво рассказал Путин.
И предложил губернаторам «обсудить возможное ужесточение ответственности в сфере государственных финансов». И персональное, и ответственности органов власти.
Выступивший следом мэр Москвы Сергей Собянин тему персональной ответственности коллег по губернаторскому корпусу обошел стороной. Нужен прямой контроль жителей за госрасходами, публичность — самый эффективный инструмент контроля, заявил Собянин.
Еще один резерв для повышения эффективности — более четкое распределение полномочий между федеральным центром и регионами.
Налоги, которые идут в региональный бюджет, урезали, а расходных обязательств меньше не стало. Как в таких условиях можно эффективно работать, непонятно, сокрушался Собянин.
Выступление министра финансов Антона Силуанова было посвящено доказательству обратного. Нужно просить у федерального центра меньше, а больше оптимизировать свои расходы, считает Силуанов. «За последние 10 лет расходы всех бюджетов на социальную сферу, на госуправление выросли в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, в два с половиной раза», — подсчитал министр.
Количество чиновников сейчас больше, чем было в СССР. За последние пять лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тыс. человек. Штат раздут, а работает неэффективно, закрыл тему Силуанов.
Голикова пригрозила проверить эффективность налоговых льгот и увязать их с эффективностью госрасходов. «Из 128 действующих налоговых преференций по 117 вообще не предусмотрена какая-либо конкретная результативность применения», — очертила круг будущих проверок глава СП.
Атмосферу разрядил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Я тут, пока сидел, замерз. Холодно здесь. Топить надо, когда холодно, а не когда инструкция велит. Это к вопросу об эффективности госрасходов!» — пояснил Жириновский.
Жириновский назвал сразу несколько неиспользуемых резервов для повышения эффективности госрасходов. Нецелевое использование средств он предложил называть «прямо по-русски» — воровством. И сажать за это.
Но иногда лучше применять домашний арест, а не сажать в кутузку — содержание заключенных тоже немалая статья расходов госбюджета, отметил Жириновский: зря, например, посадили девчонок из Pussy Riot; надо было выпороть как следует и отправить домой.
Эффективной работы в сфере ЖКХ можно добиться, если отказаться от центрального отопления домов. В каждом многоквартирном доме должен быть свой котел, тогда не придется отапливать трубами землю и воздух.
И еще — жестко вводить банковскую тайну в отдельных банках. Лучше — в госбанках. Имена вкладчиков должны быть в секрете, выдавать их следует, только если заведено уголовное дело. Тогда миллиарды долларов, выведенные российскими чиновниками за рубеж и осевшие в офшорах, вернутся в страну, считает Жириновский. Не придется урезать бюджет.
«И ввести прогрессивную шкалу подоходного налога», — поддержал лидера либерал-демократов вождь КПРФ Геннадий Зюганов. Это даст казне дополнительно 2–3 трлн рублей.
Путин выслушал всех заявленных ораторов и поручил правительству «в кратчайшие сроки» доработать и принять программу повышения эффективности госрасходов.