Европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт заявил, что для того, чтобы Украина могла подписать в ноябре соглашение об ассоциации с ЕС, ей нужно решить вопрос об утилизационном сборе на импортные автомобили. Его Украина ввела вслед за Россией, пытаясь за счет новой импортной пошлины нарастить продажи на внутреннем рынке тех автомобилей, которые производятся на заводах страны.
«Есть еще некоторые экономические вопросы, целый ряд точек, установленных советом министров ЕС. Это касается бизнес-климата, платы за утилизацию автомобилей, а также проведение тендеров по возобновляемым источникам энергии», — сказал еврокомиссар в интервью украинскому Пятому каналу.
Закон о взимании нового сбора на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств вступил в силу 1 сентября 2013 года. Сборы распространились на всех импортеров автомобильной техники — от официальных импортеров до физических лиц. Закон позволяет украинским производителям, имеющим полный цикл производства, включающий сварку и окраску, и заводы, осуществляющие промышленную сборку авто, не платить сбор. К таким относятся ЗАЗ (Запорожский автозавод), «Богдан», «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ).
Ставки, предусмотренные законодательством, для рядового украинца получились поистине драконовскими: для легковых авто базовая ставка — 5,5 тыс. гривен ($670), для грузовых авто, автобусов и спецтехники — 38 тыс. гривен ($4640).
Для новых легковушек дополнительный коэффициент составляет 86–550% от базовой ставки: все зависит от возраста автомобиля и объема его двигателя. Наибольшими получились коэффициенты для относительно свежих (трехлетних) подержанных авто: так украинские власти собирались заставить своих граждан покупать авто местного производства, а не подержанные иномарки.
Когда закон принимали, на Украине говорили, что это делается в пику России: та защищает внутренний рынок аналогичными заградительными пошлинами, а импорт автомобилей с Украины в Россию и наоборот довольно внушителен.
Россия, в отличие от соседей, интегрироваться в европейское экономическое пространство не собирается, а вот Украине придется, видимо, отказаться от нового сбора, который раздражает Европу и препятствует экспорту ее автомобилей на довольно крупный восточно-европейский рынок.
В Киеве все сигналы из Брюсселя воспринимают необычайно оперативно.
В Верховную раду уже внесли законопроект об отмене утилизационного сбора — не прошло и месяца с тех пор, как его стали взимать.
С инициативой выступили депутаты от партии «Свобода» — националисты, активно выступающие за скорейшее вхождение Украины в европейское геополитическое и экономическое пространство. Украинские эксперты говорят, что инициативу, скорее всего, поддержат: в вопросах принятия евроинтеграционных законопроектов у власти и оппозиции нет совершенно никаких разногласий.
Более того, нардеп Виктор Янукович, сын действующего президента страны, недавно раскритиковал ввод пошлины. По его мнению, подобные ограничения не спасают, а лишь топят украинский автопром. «Систему кнута без пряников нужно срочно ломать», — подчеркнул депутат.
Но это еще не все. В апреле 2013 года Украина ввела еще один вид специальных защитных пошлин на импорт авто в страну. «Мы просим решить вопрос по этим мерам, поскольку (у Украины) не было причин вводить их против Европейского Союза, (с его стороны) не наблюдалось никакого роста импорта», — подчеркнул де Гухт. Очевидно, придется стране менять законодательство и по этой части, причем на все про все у украинских депутатов чуть больше месяца: саммит «Восточного партнерства» ЕС будет проводить в Вильнюсе в конце ноября.
Украинский электорат, в отличие от владельцев крупных автозаводов, встречает европейские инициативы с ликованием. Так, гендиректор VAB Лизинг Людмила Золотарева считает, что принятый 1 сентября закон об утилизационном сборе сильнее всего ударил по покупателям бюджетных авто, которых на Украине большинство.
В августе 2013 года, в преддверии введения утилизационного сбора, объем импортированных на Украину автомобилей, по данным министерства доходов и сборов Украины, составил 47 тыс. авто. Рост рынка в сравнении с аналогичным периодом 2012 года составил 77%.
А вот уже в сентябре рынок показал беспрецедентное падение. По данным AUTO-Consulting, продажи новых легковых машин в сентябре 2013-го уменьшились в несколько раз в сравнении с августом и составили 13 тыс. Почти весь прошлый месяц рынок работал на складских запасах авто, ввезенных до 1 сентября.
В случае отмены утилизационного сбора украинскому автопрому придется крайне нелегко. Россия не только не будет отказываться от ранее принятых мер по ограничению импорта, но и со следующего года планирует ввести запрет на поставку для государственных и муниципальных нужд легковых и грузовых машин и автобусов, произведенных в странах, не входящих в Таможенный союз. Проект соответствующего постановления правительства РФ подготовлен Минпромторгом. А ведь именно Россия была главным иностранным покупателем украинских машин и троллейбусов.
Утилизационный сбор, несмотря на критику рядовых украинцев, все же дал положительный эффект для автопрома.
Согласно официальным данным, в августе 2013 года было произведено легковых автомобилей на 15,2% больше, чем в июле текущего года. Экономист Александр Охрименко подчеркивает: меры сработали, ведь в целом за январь-август 2013 года (то есть включая период, когда новые пошлины еще не действовали) на Украине было произведено легковых автомобилей на 49,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но если Украина не будет отменять утилизационный сбор, под угрозой окажется подписание вильнюсских соглашений. А этого украинская власть, рекламирующая евроинтеграцию как свое главное достижение за время монополизации власти, допустить никак не может.