Восемь страховых компаний, входящих в двадцатку крупнейших на российском рынке, имеют признаки банкротства, рассказал на конференции «Эффективное управление финансами в страховом бизнесе» начальник отдела банкротства Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) Константин Шамшев.
По его словам, ФСФР до своего упразднения передала полный контроль за финансовой устойчивостью 20 крупнейших российских страховщиков в ведение своего центрального аппарата. Аналогичный принцип надзора за топ-20 сейчас реализует СБРФР.
Результаты проверки оказались неожиданными.
Двадцатка страховщиков «сидит на объемных запросах», достаточно подробно отчитываясь и по оборотам средств, и по активам, принимаемым в покрытие страховых резервов и собственных средств, говорит Шамшев.
«Неважная картина вырисовывается: по модели Альтмана (методика прогнозирования вероятности банкротства) признаки банкротства выявлены у 40% страховых организаций, восемь организаций у нас имеют признаки банкротства из двадцати крупнейших», — сказал Шамшев.
При этом он отказался называть эти компании, отметив, что
до конца текущего года с рынка уйдут не менее трех-четырех страховщиков.
Согласно реестру субъектов страхового дела, по итогам первого полугодия на рынке работало 448 страховщиков. В двадцатку крупнейших страховщиков входят такие сильные компании, как «Росгосстрах», СОГАЗ, «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Согласие», «ВТБ Страхование», «Уралсиб» и другие.
Сами страховые компании — лидеры рынка не боятся грядущих проверок и даже приветствуют ревизию уставных капиталов. Это поможет вызвать больше доверия у клиентов, считают они.
«15–20 лет назад на рынке работало 4500 страховщиков, сейчас их число сократилось в 10 раз, причем 72% сборов приходится на топ-20», — говорит Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия». Он не исключает дальнейшего сокращения числа игроков и ухода с рынка отдельных небольших компаний. «Для РЕСО с созданием регулятора пока существенных изменений не произошло, финансовую устойчивость подтверждает аудитор», — говорит он.
Независимые эксперты также не разделяют озабоченности ЦБ.
«На рынке много компаний, у которых есть финансовые проблемы и риск потери финансовой устойчивости, однако эти факты требуют отдельной проверки и в основном касаются компаний, не входящих в топ-20»,
— говорит Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА».
При этом, по словам эксперта, в ближайшее время лучше заставить акционеров компаний укрепить финансовую устойчивость, чем доводить их до процедуры банкротства. В этом случае есть риск того, что не хватит механизмов для компенсации, считает он. «В противном случае это ляжет на гарантийные фонды и самого мегарегулятора. Более того, есть риск того, что если начать «чистку» и исполнение жесткого сценария, пострадают клиенты страховых компаний», — добавляет Самиев.
Виктор Четвериков, глава Национального рейтингового агентства, в свою очередь отмечает, что методика Альтмана — лишь одна из возможных для оценки финансового состояния страховщиков и не дает увидеть полной картины.
Павел Медведев, бывший ранее советником главы Банка России Сергея Игнатьева, не берется судить о состоянии двадцатки крупнейших страховых компаний. Однако замечает, что надзор за страховыми организациями в целом сейчас хромает.
«В банковской сфере ситуация также не идеальная, и надзор не позволяет точно определить состояние банков, однако в страховой сфере дела обстоят еще хуже. Правила игры менее понятны, и сложнее оценить финансовое состояние страховщиков. Надеюсь, что после того, как ЦБ стал мегарегулятором и для страховщиков, эта ситуация изменится»,
— говорит он.
Как ранее отмечали аналитики компании Standard & Poor's, страховые компании сегодня имеют гораздо больше возможностей для нарушения требований регулирования, чем банки. «Они подают отчеты о результатах работы один раз в квартал, а их отчетные периоды значительно длиннее, чем у банков, которые представляют балансы в Банк России ежедневно», — писали эксперты S&P в отчете.