Проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов внесен правительством в Госдуму. Документ может быть рассмотрен депутатами 25 октября, сообщил в понедельник глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин уже предупредил, что в нижней палате парламента дискуссии по проекту федерального бюджета «будут горячими, деловыми и заинтересованными».
«Уже сейчас мы видим, что доходная часть бюджета будет меньше, чем ранее прогнозируемые цифры, а значит, требуется максимально оптимизировать расходы»,
— цитирует Нарышкина «Интерфакс».
«Все мы понимаем, что ситуация в экономике очень тяжелая: рассмотрение бюджета в Государственной думе не будет легкой прогулкой для правительства, — приводит сайт «Единой России» слова главы комитета Госдумы по бюджету и налогам единоросса Андрея Макарова. — Мы можем констатировать, что бюджетный процесс в парламенте начался и проходит он под знаком очень серьезного увеличения полномочий парламента. Я напомню, что, в соответствии с законом «О парламентском контроле» и теми изменениями, которые были внесены в Бюджетный кодекс, отныне парламент может осуществлять свои полномочия на всем протяжении бюджетного процесса — в процессе подготовки бюджета, при его рассмотрении и, безусловно, при контроле за его исполнением. Думаю, всеми этими полномочиями парламент воспользуется в полной мере», — сказал он.
Фракция «Справедливой России», скорее всего, будет голосовать против проекта, заявил «Газете.Ru» заместитель председателя фракции Михаил Емельянов. «Проект бюджета отражает общую неэффективность экономической политики государства, — говорит он. — Вместо того чтобы сокращать расходы, можно было бы увеличить доходы за счет отмены ряда налоговых льгот, к примеру по возврату НДС для экспортеров сырья, введения налога на роскошь. Это позволило бы увеличить доходы бюджета».
Фракция КПРФ также не намерена поддерживать представленный проект, заявил «Газете.Ru» член фракции Вадим Соловьев.
«Такого бюджета мы уже давно не получали. Речь идет о сокращении расходов на образование, медицину, спорт, сельское хозяйство и другие отрасли более чем на 1 трлн рублей. Мы намерены добиваться отмены сокращения расходов на эти важные статьи. Также мы будем предлагать свои поправки, в том числе предлагать источники увеличения доходов бюджета. В их числе введение прогрессивного подоходного налога, введение госмонополии на алкоголь, сокращение числа чиновников», — сказал Соловьев.
Фракция ЛДПР еще не сформулировала свою позицию по поводу проекта ФЗ о бюджете, сказал член фракции ЛДПР Юрий Напсо.
<1>19 сентября правительство утвердило проект бюджета на ближайшие три года. Он предполагает существенное сокращение госрасходов и доходов, увеличение дефицита бюджета в 2014–2015 годах с 0,5% до 1% ВВП и снижение дефицита до 0,6% ВВП в 2016 году, а также увеличение госдолга с 13,1% ВВП в 2014 году до 14,3% ВВП по итогам 2016 года.
Бюджет на 2014–2016 годы сверстан, исходя из цены на нефть ниже $100 за баррель. В 2014 году среднегодовая цена на нефть составит $93 и по $95 в 2015 и 2016 годах.
Предполагается, что среднегодовая инфляция в 2014 году составит 5%, в 2015–2016 годах – по 4,5%.
Инфляция рассчитана с учетом того, что тарифы естественных монополий для промышленных потребителей в 2014 году будут заморожены, а в 2015–2016 годах их рост не превысит уровня инфляции за предыдущий год. Тарифы монополий для населения заморожены не будут: с будущего года они начнут рассчитываться по формуле «инфляция минус» и проиндексированы с коэффициентом 0,7. Совет директоров Банка России 27 сентября повысил целевой ориентир по инфляции на будущий год с 4,5% до 5% из-за принятого решения не замораживать тарифы на услуги естественных монополий для населения.
Впервые с 2014 года бюджет будет сформирован по программному принципу.
Будущие бюджетные три года глава Минфина Антон Силуанов на брифинге 19 сентября назвал «трехлеткой сокращения издержек».
По всем статьям, кроме социальных, расходы были сокращены на 5%. В 2014 году не будут проиндексированы заработные платы госслужащим и военным, сокращены на 2% субсидии бюджетным и автономным учреждениям.
Также предполагается сокращение доходов от приватизации. В 2014 году они составят 196,8 млрд рублей, в 2015 году – 158,5 млрд рублей и в 2016 году – 99,9 млрд рублей. В июне был утвержден план приватизации, согласно которому в 2014 году планировалось выручить от продажи пакетов акций, принадлежащих государству, 180 млрд рублей, в 2015 году – 140 млрд рублей, в 2016 году – 300 млрд рублей.
Пересмотр доходов от приватизации связан с конъюнктурой рынка, список предприятий на приватизацию сокращен не был, заявлял ранее «Газете.Ru» первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Во время работы над проектом бюджета в правительстве министерства и ведомства представили свои предложения по расходам, которые, по оценке Минфина, составили 3 трлн рублей ежегодно, уточнил Силуанов.
«Уместить эти средства было невозможно. Каждый министр должен определить приоритеты, особенно в условиях снижения издержек», — сказал на брифинге 19 сентября Силуанов. На структуру и объем расходов федерального бюджета на ближайшие три года будет влиять обязательство правительства по выполнению указов президента от мая 2012 года.
Из материалов Минфина к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, состоявшемуся 18 сентября, следует, что предвыборные обещания Владимира Путина обойдутся бюджету в 2,107 трлн рублей (531 млрд рублей в 2014 году, 726 млрд рублей в 2015 году и 849 млрд рублей в 2016 году). 30 сентября Антон Силуанов подтвердил эти данные на совещании у президента Владимира Путина. «Все средства на реализацию указов от 7 мая учтены в полном объеме», — сказал Силуанов.
В основу проекта бюджета на ближайшие три года лег прогноз социально-экономического развития, который предполагает, что ВВП вырастет в 2014 году на 3%, в 2015 году – на 3,1% и в 2016 году – на 3,3%.
Прогноз социально-экономического развития в последний раз пересматривался Минэкономразвития в августе этого года. Тогда же были понижены прогнозы по притоку инвестиций, росту промпроизводства и существенно повышен прогноз оттока капитала. По прогнозу от августа 2013 года, ВВП в 2014 году вырастет на 2,8–3,2%, в 2015 году – до 3,2–3,4%, в 2016 году – до 3,3–3,7%.
Но даже скорректированный несколько раз в сторону понижения прогноз оценивается в правительстве и ЦБ как оптимистический.
«Если вы завтра хотите увидеть темпы роста 3%, то надо понимать, что предложения по улучшению инвестиционного климата еще не смогут сказаться. Поэтому мне бы хотелось, чтобы была более трезвая оценка ситуации, и мне кажется, что нужен более масштабный подход к тем переменам, которые должны происходить в стране», — советовал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин на заседании правительства по проекту бюджета.
Сейчас правительство принимает меры, которые могли бы стимулировать экономический рост. В частности, речь идет о выделении из Фонда национального благосостояния на возвратной основе 450 млрд рублей на инфраструктурные проекты, включая модернизацию Транссиба, строительство ЦКАД и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва--Казань. В следующем году правительство намерено выделить 70 млрд рублей для стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса.
В качестве мер по наполнению доходной части планируется провести налоговый маневр, который предполагает увеличение ставки НДПИ и снижение экспортной пошлины на нефть. За счет маневра правительство намерено выручить 170 млрд рублей за три года.
Кроме того, пенсионные накопления за 2014 год будут направлены в распределительную систему, накопительная составляющая будет приостановлена на один год. Эти решения учтены в проекте федерального бюджета, заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Но граждане получат достойную компенсацию, так как в настоящее время рубль в страховой дороже, чем рубль в накопительной системе», — цитирует Моисеева агентство «Прайм».
Ранее сообщалось, что накопительная часть пенсионных отчислений «молчунов» будет обнулена по формуле 6-0 – 6% будет автоматически перечисляться в страховую часть, хотя ранее предполагалось, что средства «молчунов» будут дробиться по формуле 4-2 – 4% в страховую часть, 2% в накопительную. Это позволило бы сэкономить в 2014–2016 годах 350 млрд рублей.