Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Алюминий расплавят на автозапчасти

«Русал» хочет перепрофилировать убыточные заводы за счет ВЭБа

«Русал» Олега Дерипаски ищет инвесторов, готовых производить на убыточных алюминиевых заводах компании автокомпоненты, прокат и кабельную продукцию. Компания готова продавать свои производственные площадки, сдавать их в аренду либо создавать совместные предприятия с партнерами. Софинансировать перепрофилирование производства компании должен помочь ВЭБ.

«Русал» и Внешэкономбанк подписали меморандум о сотрудничестве, направленном на перепрофилирование убыточных заводов компании, говорится в сообщении компании. 6 августа совет директоров алюминиевой компании одобрил консервацию производства на нескольких заводах, в том числе Волгоградском, Уральском, Богословском и Надвоицком, до тех пор, пока цена на металл не поднимется выше $2400 за тонну. «Русал» сократит выпуск алюминия в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 9%, или на 357 тыс. тонн, до 3,816 млн тонн.

Вместо алюминиевого производства на заводах планируется создание производственных мощностей по выпуску продукции из алюминия и его сплавов, включая выпуск автокомпонентов, прокатной и кабельной продукции. Инвестор либо выкупает завод, либо арендует, либо создает СП с «Русалом», пояснил «Газете.Ru» представитель компании.

Как сказал представитель «Русала», алюминиевая компания будет искать инвесторов, а ВЭБ — рассматривать и, в случае положительного решения, софинансировать проекты нового производства. О создании вертикальной цепочки производства в рамках одного завода речи не идет. На заводах, планируемых к закрытию, все алюминиевое производство будет свернуто, а вместо него планируется в том числе производство автокомпонентов. «Русал» же обеспечит необходимую инфраструктуру, подчеркивает он. Алюминий потенциально может поставляться на это производство с других заводов компании дивизиона «запад», добавляет представитель компании.

Ранее алюминиевый холдинг подписал меморандум с израильской компанией Omen High Pressure Die Casting о создании совместного предприятия по производству автокомпонентов на промышленной площадке Волховского алюминиевого завода.

Подписанный с ВЭБом меморандум существенно расширяет возможности по привлечению новых партнеров и инвесторов, считают в «Русале». Сейчас ведутся переговоры с производителями автокомпонентов, однако конкретных проектов представитель компании пока не называет. По словам директора алюминиевого дивизиона «запад» Алексея Арнаутова, проект «будет способствовать развитию отечественной промышленности, созданию новых рабочих мест» и позволит увеличить потребление металла, тем самым способствуя восстановлению баланса между спросом и предложением в отрасли.

Во Внешэкономбанке «Газете. Ru» подтвердили, что корпорация рассмотрит возможность своего участия в проектах по созданию производственных мощностей по выпуску продукции из алюминия и его сплавов, включая выпуск автокомпонентов, прокатной и кабельной продукции на промышленных площадках алюминиевых заводов компании РУСАЛ. «Речь идет о размещении производств на промышленных площадках Богословского, Уральского, Надвоицкого, Кандалакшского, Волховского и Волгоградского алюминиевых заводов, либо других площадках, расположенных в соответствующих субъектах федерации», - сказали в корпорации, не сообщив при этом, какие объемы финансирования может предоставить ВЭБ.

Из-за закрытия завода алюминиевый холдинг столкнулся с проблемой увольнения персонала — трудоустройство может потребоваться нескольким тысячам человек.

Рынок алюминия сейчас на дне, цена металла практически равна себестоимости, говорят эксперты. «Это связано с ростом мирового производства и крупными запасами. Около 40% мирового производства алюминия нерентабельно», — отмечает Андрей Третельников из RMG Securities. При этом один из главных потребителей металла — Китай — не закрывает убыточные предприятия и даже постепенно наращивает производство: государство поддерживает алюминиевые проекты и обеспечивает их электроэнергией. В частности, КНР построила самую большую ГЭС в мире — «Три ущелья» — проектной мощностью 22,5 ГВт. «Из-за такой ситуации страдают компании, ориентированные на рынок Азии, в том числе и «Русал». Поэтому у них нет другого выхода, кроме как начать производить продукцию с высокой добавленной стоимостью — это позволит удержаться на плаву убыточным предприятиям по производству алюминия в ожидании следующего витка потребления», — говорит эксперт.

Олег Петропавловский из БКС сомневается, что в случае создания СП рентабельность перепрофилированных предприятий будет высокой. «Это видно на примере ALCOA, которая ранее перепрофилировала свои активы на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью», — отмечает эксперт.

Производство кабельной продукции во многом будет зависеть от Европы, так как для России это основной рынок сбыта этого товара, говорят аналитики. Что касается автокомпонентов, то у иностранных инвесторов есть интерес к этому сегменту российского рынка, он считается перспективным (по производству автомобилей Россия занимает второе место в Европе после Германии). Сборка иностранных производств составляет около одного миллиона автомобилей в год. «Однако здесь есть ряд операционных рисков. В первую очередь, нужен гарантированный объем производства и сбыта, для того чтобы инвестиции окупились, — считает Третельников. — При этом следует учитывать, что российский «АвтоВАЗ», например, сам производит необходимые компоненты, а иномарки собираются из деталей, привозимых из-за рубежа».

Таким образом, инвестора еще нужно заинтересовать более выгодными условиями, добавляет он. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что сейчас у зарубежных производителей, в отличие от «АвтоВАЗа», производство не вертикально интегрировано, а дифференцировано: автокомпоненты производит отдельная компания, которая зачастую производит детали сразу для нескольких брендов. «С учетом того, что алюминий все больше используется в производстве автокомпонентов вместо стали, предложение алюминщиков может быть потенциально интересным для таких компаний», — считает он.

Для производителей важны несколько составляющих: во-первых, логистическая — производство должно быть расположено в непосредственной близости от места сборки автомобилей; во-вторых, производственные площадки должны обладать определенными характеристиками, в том числе, например, высотой потолка, а также иметь достаточную инфраструктуру, говорит представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО Майя Свиридова. По ее словам, несколько иностранных компаний рассматривают возможность инвестирования в России, в том числе на базе российских предприятий. Однако построить завод с нуля оказывается зачастую дешевле, чем организовывать производство на месте устаревших площадей, сооруженных еще в советское время, резюмирует она.

Новости и материалы
Китай нашел способ возобновить рост торговли
Шольц обеспокоился последствиями выборов в США для Европы
В Крыму и Севастополе отменили праздничные салюты
На Украине рассказали о выходе из строя двух гидроэлектростанций после взрывов
Семин объяснил магией победу «Реала» над «Баварией»
В Крыму взломали одну из платформ для трансляции телеканалов
Петербургские автозаводы в 4 раза увеличили продажи за квартал
Президент Чехии анонсировал передачу 180 тысяч боеприпасов Украине
Дачникам рассказали, как спасти растения от заморозков
ЦБ Турции ожидает спад инфляции
Мужчина из Краснодара избил раненого участника СВО по больным ногам из-за громкой музыки
Стало известно, во сколько россиянам обойдется отдых в самых популярных странах
Захарова рассказала о попытках Запада привить России «историческую амнезию»
Армия России атаковала расположение ВСУ в Николаевской области
В МИД Грузии пообещали, что страна обязательно вступит в Евросоюз
Реклама нового iPad Pro вызвала негодование пользователей и критику со стороны экспертов
Депутат Госдумы высказался о возвращении активов богатых россиян в страну
«Кто, если не он?» Семака назвали идеальным тренером для «Зенита»
Все новости