В следующем году бензин подорожает на 10–15%. Такой прогноз озвучил в пятницу глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов в интервью телеканалу «Россия 24». По его словам, именно на столько производителям придется повысить цены на топливо, чтобы компенсировать инфляцию и растущую налоговую нагрузку. Говоря о налогах, Алекперов упомянул налоговый маневр, инициированный российским правительством.
«Это просто изменение налоговой нагрузки в сторону повышения на нефтяные компании. Конечно, в итоге все будет перекладываться на население, растет НДПИ, растет стоимость топлива — это взаимосвязано», — сказал глава «ЛУКойла».
Налоговый маневр подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть, что будет компенсироваться растущим нефтяным НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Ранее представители нефтяной отрасли уже говорили, что это приведет к увеличению налогового бремени для компаний сектора.
По данным ИАЦ «Кортес», в начале месяца средняя по России цена литра бензина «Нормаль-80» на АЗС составляла 27,57 рубля. Литр «Регуляр-92» стоил 29,47 рубля, «Премиум-95» — 32,35 рубля. Таким образом, в следующем году рост цен на эти марки может составить 2,77–4,1 рубля, 2,94–4,4 рубля и 3,23–4,85 рубля за литр соответственно.
Ранее замглавы Минфина Сергей Шаталов говорил, что в результате налогового маневра и повышения акцизов на топливо бензин в 2014 году подорожает не более чем на 1,4 рубля за литр. Минэкономразвития в свою очередь прогнозировало, что рост топливных цен не превысит инфляцию, которая составит 4,5–5,5%.
«Кортес» отмечает, что при сохранении мировых цен на нефть и тенденции дальнейшего ослабления рубля мы действительно можем увидеть рост цен на топливо в районе 10%.
«Вырастет налог на добычу нефти, — напоминает источник в одной из нефтяных компаний. — Мультипликативный эффект от роста себестоимости добычи приведет к стоимости нефти на внутреннем рынке и, как следствие, к подорожанию топлива». По словам источника, в налоговом плане нефтяные компании гораздо проще контролировать, и именно поэтому в первую очередь пополнение бюджета осуществляется за счет нефтяников.
«Нефтегазовый сектор остается основным источником пополнения бюджета, — говорит собеседник «Газеты.Ru». —
И в смысле администрирования гораздо проще повысить налог для десятка компаний нефтяной отрасли, чем получить те же деньги за счет увеличения налогов, например, на строительство. При этом в итоге повышение налогов бьет все равно по потребителю».
Пикантность ситуации в том, что налоговый маневр в нефтянке особых доходов бюджету не принесет. По словам Александры Суслиной из Экономической экспертной группы, в 2014 году маневр даст 36 млрд рублей дополнительных поступлений в федеральный бюджет.
«Это лишь 0,3% от прогнозируемого бюджета», — отмечает эксперт.
К 2016 году поступления увеличатся почти вдвое, до 71 млрд рублей, однако и это составит лишь 0,5% от бюджета.
Суслова предупреждает, что налоговый маневр скрывает еще одну опасность: производители будут закладывать свои потери от налогов в стоимость топлива, и рост цен на бензин может привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы.
«Таким образом, власти фактически толкают нефтяников на конфликт с ФАС», — говорит Суслова.
А ФАС уже сегодня недовольна уровнем цен нефтяных компаний. В четверг антимонопольное ведомство вынесло предупреждения относительно практики биржевой торговли «Газпром нефти» и «Башнефти». Также были направлены рекомендации компании «Сургутнефтегаз». Конкретно по «Газпром нефти» ФАС заявила, что компания навязывала хозяйствующим субъектам невыгодные условия договоров по поставке бензина, а также необоснованно отказывала в заключении таких договоров.