Ключевыми факторами замедления роста российской экономики стали влияние мирового кризиса, ее сырьевая направленность, а также чрезмерная активность государства в экономической сфере, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, открывая пленарное заседание «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы» на международном инвестиционном форуме «Сочи-2013».
«Рецепта устойчивого роста пока не смог найти никто. Какие бы ни принимались меры, они не помогли окончательно справиться с последствиями проблем, которые возникли в мировой экономике. Скажем прямо, зачастую эти меры были, мягко говоря, непродуманными и спонтанными, — сознался Медведев и тут же оговорился: — В данном случае я не про нашу страну говорю...»
«Государство исполняет все социальные обязательства, увеличиваются доходы работников бюджетной сферы, реализуются крупные инвестиционные проекты с участием государства, расширяем субсидирование сельского хозяйства, особенно с учетом погодных условий, и субсидирование целого ряда других отраслей. Однако вот такая модель, даже при кажущейся надежности, чревата нулевыми темпами роста», — признал премьер.
В будущем опора на спрос со стороны государства, бюджетная поддержка и сырьевой экспорт больше не должны быть единственными источниками устойчивого экономического роста.
Государство будет стимулировать развитие частного бизнеса и повышать эффективность уже действующих компаний. Придется уйти от политики сохранения низких темпов безработицы «любой ценой», предупредил Медведев.
По его словам, «мы обязаны найти иные источники роста нашей экономики, прежде всего те источники, которые есть в негосударственном секторе».
Для стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса будет перечислено 70 млрд руб., сообщил глава правительства, в основном поддержку получат инновационные и производственные компании. С 1 января 15% годового объема госзакупок должно быть распределено между представителями малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями.
«Аналогичные подходы должны быть установлены и для закупок инфраструктурных монополий», — сказал Медведев. Также он в целом поддержал идею предоставления налоговых каникул для малого бизнеса. При этом нужно минимизировать риски ухода от уплаты налогов, которые при внедрении таких льгот могут появиться, предупредил премьер.
Проблема замедления темпов роста экономики связана с тем, что в России исчерпана мощность трех драйверов экономического развития — внешнего спроса, потребительского спроса и инвестиционного спроса, добавляет глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Ранее он заявлял, что темпы роста экономики в России в настоящее время отстают от темпов роста других стран БРИКС и среднемировых темпов роста.
«По подсчетам аналитиков, из каждого рубля увеличения объема спроса сейчас на рост физических объемов российских товаров и услуг приходится 23–24 копейки. Чуть большая сумма — это прирост импорта, и почти 50% — это рост цен, инфляция. Инфляция потребительская и инфляция издержек.
Разорвать этот порочный круг — наша задача», — сказал Улюкаев.
То, что раньше государство делало ставку на поддержку госкомпаний и естественных монополий, привело к тому, что в России развивается экономика издержек.
Совершенно точно драйвером экономики уже не являются крупные частные и государственные компании, соглашается заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков. Новыми драйверами должны стать малые и средние предприятия.
«Малый и средний бизнес быстрее адаптируется, создает большое количество рабочих мест. Он не требует такого огромного финансового ресурса господдержки, для него нужно просто создать инвестиционные меры по началу работы», — поясняет выбор правительства «Газете.Ru» Беляков. Если государство перестанет поддерживать только госкомпании, то появится возможность перейти к экономике роста. Тогда в Россию придут частные инвестиции.
По консервативному прогнозу Белякова, по итогам 2013 года приток прямых иностранных инвестиций в Россию может составить $65–70 млрд, и в рейтинге Doing Business Всемирного банка она поднимется в первую сотню стран со своего нынешнего 112-го места.
Как сообщил на форуме Дмитрий Медведев, государство намерено принять меры для стимулирования инвестиционной активности. В частности, правительство рассчитывает, что осенью Госдума рассмотрит пакет законов о налоговых мерах по стимулированию долгосрочных инвестиций розничных инвесторов и развития национальной финансовой индустрии. Сейчас сняты ограничения на участие иностранных инвесторов в уставном капитале малых и средних компаний, напомнил премьер.
Но про стимулирование инвестиций российские власти говорят уже несколько лет. Созданы институты, которые призваны стимулировать инвестиционную активность, в том числе Российская венчурная корпорация и другие, однако проблема с привлечением инвесторов до сих пор не решена, заявил ректор бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов.
В связи с этим он вспомнил анекдот: «К родителям прибегают дети — грязные, голодные, но довольные. Муж у жены смотрит на них и спрашивает: «Что будем делать? Этих попробуем отмыть? Или новых нарожаем?» А после этого задал вопрос премьеру: нужны ли в России новые институты по работе с инвесторами, или стоит решать вопрос при помощи уже существующих?
«Мы своих детей нарожали, но институты находятся в придавленном состоянии, — ответил Медведев. — Нам не нужно создавать 20 институтов, давайте пользоваться теми, что есть. Нужно давать им возможность раскрыть свой потенциал».
Проблема заключается в том, что частному инвестору невыгодно вкладываться в российскую экономику по причине высоких издержек для бизнеса, говорит «Газете.Ru» бизнес-омбудсмен Борис Титов. И мер по стимулированию инвестиционной активности и поддержки бизнеса, которые уже предложены правительством, может оказаться недостаточно, не исключает он.
«У нас выше (чем в других странах) налоги, выше тарифы, высокие процентные ставки по кредитам. Высокая стоимость труда, слабая и дорогая инфраструктура. Все это требует незамедлительного решения, — говорит Титов. — Меры, которые предложило правительство, — это баланс бюджета и того, что может позволить себе правительство. Мы (представители бизнеса) еще не доказали, что снижение налогов — это инвестирование в будущие доходы бюджета. Снижаешь налоги — получаешь их больше через два-три года».
Это признает и Медведев.
«У большинства российских предприятий издержки производства быстро росли в течение последних лет, и сегодня их уровень близок к критическому», — сказал он в своем выступлении.