В пятницу вечером компания заявила о планах уволить 4,5 тыс. сотрудников в рамках глобальной реструктуризации, которая должна снизить затраты компании на 50% к 2015 году. При этом, по данным за март 2013 года, в BlackBerry работало 12,7 тыс. сотрудников. Два года назад их было 17 тыс. Ожидаемое сокращение настолько серьезное, что некоторые аналитики и инвесторы уже заговорили о том, что дни производителя смартфонов BlackBerry сочтены.
Как говорится в пресс-релизе BlackBerry, такой низкий доход во втором квартале объясняется не только непроданными моделями, но и необходимостью платить за остановку производства части моделей телефонов.
«Это признание того, что они проиграли войну», — цитирует The New York Times слова главного исполнительного директора компании Rapid Ratings Джеймса Х. Геллерта. «Они размахивают большим белым полотенцем», — добавляет он.
Как сообщает компания, во втором квартале удалось продать всего 3,7 млн телефонов BlackBerry. Для сравнения, за это же время Apple удалось реализовать 31,2 млн iPhone. В результате акции BlackBerry на торонтской фондовой бирже упали на 17% за день, дойдя до отметки в $8,73.
В 2000-х смартфоны BlackBerry пользовались огромной популярностью.
Еще четыре года назад компания занимала 51% рынка смартфонов США, два года назад — 14% рынка, а сейчас — около 3%.
Быстрорастущая индустрия рынка смартфонов оставила BlackBerry далеко позади.
Когда-то многие пользователи смартфонов начали общаться в социальных сетях именно благодаря BlackBerry. Но появление сенсорных экранов, пришедших на смену клавиатуре, успех iPhone, возможность использовать различные приложения привели к печальным последствиям для BlackBerry. Во многом телефоны BlackBerry остались такими же, какими были раньше.
«Остальные производители смартфонов мчатся вперед на максимальной скорости, в то время как BlackBerry делает остановку», — говорит Майкл Gikas, старший редактор электроники в Consumer Reports.
Впрочем справедливости ради стоит отметить, что компания прилагала усилия, чтобы вернуть утраченные позиции, активно модернизируя свои телефоны. Однако эти попытки оканчивались неудачей. Так, в январе компания представила 10 новых линеек телефонов, которые созданы на базе совершенно новой операционной системы. Первым таким смартфоном стал Z10. В линейке BlackBerry он стал первым телефоном, который был оптимизирован под сенсорное управление, так же как и iPhone. Чуть позже компания представила также модели Q10 и Q5.
Однако новые устройства не смогли соперничать с уже занявшими эти ниши Apple и Samsung. Энтузиазма на рынке они не вызвали.
В феврале BlackBerry заявила о том, что собирается покинуть японский рынок. В марте компания закрыла свою службу BlackBerry Music BBM.
В такой ситуации неудивительно, что члены совета директоров BlackBerry хотели бы продать компанию как можно быстрее. На одной из недавних конференций представители компании открыто признали, что ищут стратегические альтернативы для некоторых подразделений или даже всей компании в целом. В экспертных кругах даже обсуждалось, что сделка может состояться уже в ноябре этого года. В числе возможных претендентов на компанию называли китайского производителя Lenovo, а также софтверного гиганта Microsoft.
Однако пока никаких новостей о сделке не поступало, и официально в компании готовятся к сокращениям, которые, по словам главного исполнительного директора BlackBerry Торстена Хейнса, должны способствовать созданию более конкурентоспособной продукции.