Соотношение цены акции к прогнозируемой прибыли (Р/Е) для компаний финансового сектора из индекса Standard & Poor's 500 в сентябре составляет 13,2 и является минимальным среди всех 10 отраслевых групп для компаний из этого индекса. Среднее соотношение этого показателя для всего индекса Standard & Poor's 500 (S&P 500) в сентябре составляет 16,2. Об этом сообщило агентство Bloomberg.
Р/Е — один из основных показателей, использующийся аналитиками рынка для сравнительной оценки инвестиционного потенциала ценных бумаг. Чем больше этот показатель, тем выше цена акций по отношению к предполагаемой прибыли компании, что означает, что они «переоценены» относительно бумаг, с которыми сравниваются. Если две компании схожи по характеру, масштабам и видам деятельности и действуют на сходных рынках, то при прочих равных с высокой вероятностью можно ожидать, что их Р/Е со временем сблизятся. Вместе с тем «переоценка» или «недооценка» компании свидетельствует об уровне их привлекательности для инвесторов именно в данный момент времени.
Финансовый сектор обычно опережающе и сильнее реагирует на динамику экономических циклов. В 2007 году соответствующий индекс S&P 500 Financials упал на 21%, в то время как «широкий рынок» еще закрыл год практически в нуле, в 2008 году финансовый индекс обрушился на 56%, S&P 500 — на 34%. А в 2012 году S&P 500 Financials поднялся на 26% при общем росте рынка на 13%.
Однако в 2013 году ожидалось еще большее ускорение восстановления капитализации финансового сектора. По данным Bloomberg, аналитики прогнозировали, что в этом году прибыль банков увеличится на 15%, тогда как оценка роста прибыли для компаний из S&P 500 в целом находится на уровне 3,2%, а рост котировок финансового сектора в три раза превысит увеличение капитализации совокупного индекса. На деле же индекс S&P 500 с начала года прибавил уже 18,4%, в марте превысил докризисный максимум октября 2007 года и с тех пор регулярно устанавливает свои новые исторические рекорды. При этом финансовый S&P увеличился лишь немногим более чем на 23%, и
акции 81 финансовой компании, входящей в расчет индекса, до сих пор стоят усредненно на 47% меньше исторических максимумов, зафиксированных до кризиса. «Экономика США идет по пути выздоровления, однако инвесторы из-за своего страха могут пропустить момент начала роста», — предупреждает ведущий аналитик Lionstone Investment Services Андрей Цион.
Усиление госнадзора за финансовым сектором после кризиса 2007–2008 годов, который должен был привести к снижению рисков в нем, не привели к возвращению доверия инвесторов к банкам. «У банков есть одна особенность — при сообщениях о малейших финансовых затруднениях клиенты начинают с огромной скоростью забирать депозиты, и акционерная стоимость резко снижается, — отмечает управляющий директор БКС Форекс Павел Андреев. — Видимо, после кризиса воспоминания об этих уроках слишком свежи».
«Поведение инвесторов складывается больше из их эмоционального состояния, — замечает Цион. — Это вполне логично, что после предыдущего кризиса они боятся вкладывать средства. За всеми цифрами стоят живые люди с деньгами, которые боятся их потерять».
«Кризис по-прежнему беспокоит инвесторов, — заявил портфельный управляющий Pioneer Investment Management Джон Кэри. — Уже 2013 год, а мы говорим о вещах, которые случились в середине 2000-х. Как инвестор, я по-прежнему опасаюсь возвращения той ситуации, которая еще окончательно не преодолена».
Банки продолжают находиться под давлением по ряду причин. Во-первых, после кризиса финансовые институты меньше рискуют, поскольку теперь они попадают под регулирование со стороны ФРС, во-вторых, кредитная политика банков ужесточилась, поскольку повторения финансового кризиса Штаты просто не выдержат, и многие крупные банки до сих пор вынуждены продавать непрофильные и неприбыльные активы, в-третьих,
банки платят огромные суммы по искам, связанным с ипотечными бумагами и взаимоотношениями с клиентами, которые эти бумаги купили,
перечисляет Андреев. «Были сообщения о том, что только Bank of America выплатил за последние три года уже $41 млрд, чтобы урегулировать претензии, а общая сумма таких выплат по всем замешанным банкам достигла $60 млрд, и это еще не предел, сумма может увеличиться до $100 млрд в течение ближайших лет, — подсчитывает аналитик. — После него идут Wells Fargo и Morgan Chase». И в будущем финансовый сектор продолжит испытывать недостаток прежней популярности.
«Инвесторы теперь смотрят на менее волатильные сектора с более прогнозируемыми издержками и доходами, — отмечает Андреев. — Сейчас один из фаворитов — сектор высоких технологий, который лучше передает постиндустриальную сущность западного общества, чем банки, которые вынуждены поумерить свои аппетиты к риску и не могут адаптироваться к новым историческим реалиям».
«Нельзя однозначно утверждать, что меры государства не привели к возвращению доверия инвесторов на финансовом рынке США, — не хочет спешить с выводами Цион. — Результаты будут видны спустя время, когда рынок окончательно придет в норму».
Ситуация в России схожа с американской: в 2013 году финансовый индекс Московской биржи MICEX FNL лишь на 3 п.п. опережает общий индекс ММВБ (рост на 2,4% против снижения на 0,5%). А в лидерах роста — индексы компаний потребительского сектора (+14,8% с начала года), а также индекс телекоммуникаций (+6,7%), компании которого наиболее близки к понятию «высоких технологий».